Госдума хочет заставить спамеров спрашивать согласия адресатов на рассылку своих сообщений. Нарушителей этого требования депутаты собираются карать штрафами – от 300 до 200 тысяч рублей.
Ввести штрафы за рассылку нежелательного спама на
электронные и почтовые адреса сограждан предложил депутат-"единоросс" Сергей
Капков. По действующему закону за спамером закрепляется лишь обязанность давать
адресату возможность отказываться от присылаемых ему сообщений, к примеру, с
помощью специальной ссылки.
Депутат предлагает, чтобы виртуальные "мусорщики" заручались
к тому же согласием получателя на такую рассылку. Аналогичное требование уже
содержится в действующем законе "О рекламе". Однако он, как показывает практика,
фактически не работает. Капков настаивает на введении этой нормы, в том числе и
в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Спамерам, согласно поправкам, также запрещается маскировать
письма, скрывая их рекламный характер или свой обратный адрес.
Нарушителей этих правил ждут административные штрафы: для
граждан - от 300 до 1 тысячи рублей, должностных лиц — от 1 тысячи до 10 тысяч
рублей, а юридических лиц — от 10 тысяч до 50 тысяч рублей.
Более суровыми штрафами предлагается наказывать за
незаконную массовую рассылку "писем счастья" или предложений уйти от налогов. В
этом случае размер штрафа для граждан составит от 500 до 3 тысяч рублей,
должностных лиц - от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, а юридических лиц - от 50 тысяч
до 200 тысяч рублей.
Вычислять "мусорщиков", по замыслу депутата, должна милиция
вместе с Федеральной службой надзора в сфере связи и массовых коммуникаций.
"Проблема в том, что на практике идентифицировать спамера не так-то
просто, - отметил в беседе с dp.ru член думского комитета по информационной
политике Илья Пономарев. – Технически рассылка спамов иногда происходит через
сеть серверов, зараженных вирусами, и зачастую многих просто используют для
распространения этих писем".
Спам в Рунете составляет, по оценкам экспертов, порядка 80%
от общего объема почты. Ущерб же российских операторов и интернет-пользователей
от этих действий достиг отметки свыше $50 млн в год.