Компания Siemens отказалась от участия в конкурсе на поставку двухэтажных вагонов для РЖД. Документы для участия в конкурсе получили французская Alstom, канадская Bombardier и финская Transtech.
"После изучения условий конкурса, компания Siemens сочла для себя
нецелесообразным участвовать в данном тендере", - сообщили ДП в компании. Еще 10
апреля Siemens придерживался другого мнения. Президент российского подразделения
компании Дитрих Меллер тогда заявил, что германский концерн может выступить
производителем двухэтажного подвижного состава.
На данный момент документы на участие в конкурсе получили Alstom, Bombardier
и Transtech, рассказали в РЖД. Летом прошлого года вице-президент РЖД Михаил
Акулов называл в числе интересантов также Kavasaki.
Прием заявок на участие в конкурсе начался в начале марта. Он продлится до 30
апреля, а результаты тендера должны огласить не позднее 30 мая. Одно из условий
конкурса - производство вагонов в России, для чего победитель должен будет
создать СП с одним из российских предприятий. Один из претендентов на участие в
проекте с российской стороны может стать петербургский "Вагонмаш".
Такое СП уже договорились создать Alstom и "Трансмашхолдинг". В декабре
2007 года они подписали меморандум о намерениях. Ранее Alstom выиграл тендер на
поставку четырех скоростных поездов для линии Петербург-Хельсинки. Они выйдут в
первые рейсы в 2010 году. Сумма контракта составляет около $140 млн.
Bombardier год назад заявила о готовности предложить РЖД электропоезд Regina
для использования на Олимпиаде 2014 года в Сочи.
Transtech на российском рынке пока неизвестна. Компания основана в 1985 году
и некоторое время принадлежала испанской Talgo, которая также производит поезда.
В марте 2007 года Transtech была продана группе финских инвесторов, которые
сразу же заявили, что их "преимущественной задачей является развитие и
укрепление делового сотрудничества с Россией".
Siemens весной 2006 года получил контракт на поставку восьми скоростных
составов для линии Москва – Петербург общей стоимостью 276 млн евро. Ожидается,
что первый поезд будет поставлен в конце 2008 года.
Причина отказа Siemens от участия в конкурсе удивила аналитиков. "Важный
вопрос – кто будет осуществлять сервис, - рассуждает аналитик "Банка Москвы"
Михаил Лямин. - Вполне возможно, что РЖД требует 50% сервиса отдать нашим
компаниям. А Siemens как правило достаточно нервно реагирует на подобные веши,
так как сервисный рынок более доходный, чем рынок продаж".
"Компании, у которых уже есть проекты в России, могут себе позволить
участвовать в одном из проектов с меньшей выгодой, - отмечает Михаил Лямин. - В
результате у компании происходит общее увеличение объемов производства".
Согласно требованиям РЖД, в новых вагонах должны быть предусмотрены сидячие
места на первом ярусе и спальные – на втором. Вагоны будут пригодны для
эксплуатации на скорости 160 – 200 км/ч. РЖД планируют использовать их на южных
направлениях. Согласно существующей программе по приобретению подвижного
состава, до 2015 года должно быть поставлено 1210 двухэтажных вагонов. Стоимость
одного двухэтажного вагона составляет, в среднем, 2 млн евро.