Siemens сошел с рельсов

Автор фото: Фото: wikimedia.org

Компания Siemens отказалась от участия в конкурсе на поставку двухэтажных вагонов для РЖД. Документы для участия в конкурсе получили французская Alstom, канадская Bombardier и финская Transtech.

"После изучения условий конкурса, компания Siemens сочла для себя нецелесообразным участвовать в данном тендере", - сообщили ДП в компании. Еще 10 апреля Siemens придерживался другого мнения. Президент российского подразделения компании Дитрих Меллер тогда заявил, что германский концерн может выступить производителем двухэтажного подвижного состава.
На данный момент документы на участие в конкурсе получили Alstom, Bombardier и Transtech, рассказали в РЖД. Летом прошлого года вице-президент РЖД Михаил Акулов называл в числе интересантов также Kavasaki.
Прием заявок на участие в конкурсе начался в начале марта. Он продлится до 30 апреля, а результаты тендера должны огласить не позднее 30 мая. Одно из условий конкурса - производство вагонов в России, для чего победитель должен будет создать СП с одним из российских предприятий. Один из претендентов на участие в проекте с российской стороны может стать петербургский "Вагонмаш".
Такое СП уже договорились создать Alstom и "Трансмашхолдинг". В декабре 2007 года они подписали меморандум о намерениях. Ранее Alstom выиграл тендер на поставку четырех скоростных поездов для линии Петербург-Хельсинки. Они выйдут в первые рейсы в 2010 году. Сумма контракта составляет около $140 млн.
Bombardier год назад заявила о готовности предложить РЖД электропоезд Regina для использования на Олимпиаде 2014 года в Сочи.
Transtech на российском рынке пока неизвестна. Компания основана в 1985 году и некоторое время принадлежала испанской Talgo, которая также производит поезда. В марте 2007 года Transtech была продана группе финских инвесторов, которые сразу же заявили, что их "преимущественной задачей является развитие и укрепление делового сотрудничества с Россией".
Siemens весной 2006 года получил контракт на поставку восьми скоростных составов для линии Москва – Петербург общей стоимостью 276 млн евро. Ожидается, что первый поезд будет поставлен в конце 2008 года.
Причина отказа Siemens от участия в конкурсе удивила аналитиков. "Важный вопрос – кто будет осуществлять сервис, - рассуждает аналитик "Банка Москвы" Михаил Лямин. - Вполне возможно, что РЖД требует 50% сервиса отдать нашим компаниям. А Siemens как правило достаточно нервно реагирует на подобные веши, так как сервисный рынок более доходный, чем рынок продаж".
"Компании, у которых уже есть проекты в России, могут себе позволить участвовать в одном из проектов с меньшей выгодой, - отмечает Михаил Лямин. - В результате у компании происходит общее увеличение объемов производства".
Согласно требованиям РЖД, в новых вагонах должны быть предусмотрены сидячие места на первом ярусе и спальные – на втором. Вагоны будут пригодны для эксплуатации на скорости 160 – 200 км/ч. РЖД планируют использовать их на южных направлениях. Согласно существующей программе по приобретению подвижного состава, до 2015 года должно быть поставлено 1210 двухэтажных вагонов. Стоимость одного двухэтажного вагона составляет, в среднем, 2 млн евро.