Горожанин о понимании и достоинстве

Петербург - город страшных противоречий. Он построен на костях - взять парк Победы, например, - а с другой стороны, в нем сконцентрировано много святынь вселенского масштаба, например мощи святого Пантелеимона, чьи частички есть во многих наших храмах. Здесь много храмов, хотя намного меньше, чем до революции, храмы переполнены, людей на службы приходит очень много. Получается, что человек словно на конвейер попадает, ему толком даже не поисповедаться.

Я здесь родился, рос практически в нищете. Когда учился в семинарии, это уже было для меня четвертое образование, через весь город ходил пешком. Не было денег на метро.
Наш город лучше всего знают приезжие. Я сам, каюсь, ни разу за всю жизнь не видел, как разводят мосты, не гулял в белые ночи по городу - некогда было.
В Петербурге человек от человека на колоссальном расстоянии находится. Мы живем в одном доме и не знаем, как зовут наших соседей, пока они не зальют нас водой. Мы перестаем понимать друг друга и соответственно разучиваемся прощать, хронически обижаемся, не понимая, что это отягощает прежде всего нас самих. Бытовая наша культура на очень низком уровне, та же Украина или Белоруссия за пояс заткнет Питер. Если мы не опомнимся, у нас все наши ценности заберут. Вот сейчас у нас строится китайский квартал. Я против китайцев ничего не имею, но если мы не опомнимся, они займут эту нишу - они интересуются нашими ценностями, нашей культурой, читают Пушкина и Достоевского в подлиннике, интересуются городом больше, чем мы сами. Мы живем в культурном городе и должны сами стать культурными людьми. Если человек забывает о своем достоинстве, он начинает деградировать до состояния мусора, а мусор выбрасывают.
Иерей Владимир Флавьянов