00:0024 сентября 200700:00
886просмотров
00:0024 сентября 2007
Спб. Виталий Лопота, президент ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия", свое первое после назначения на этот пост интервью дал "ДП".
РКК "Энергия" является
разработчиком космических пилотируемых кораблей "Союз", грузовых аппаратов
"Прогресс" и спутников связи, а также отвечает за эксплуатацию отечественного
сегмента Международной космической станции (МКС).
Виталий Лопота стал
главой РКК "Энергия" в конце июля этого года. Одновременно он остается
директором Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского
института робототехники и технической кибернетики, который находится в
Петербурге.
-Ваша главная задача как руководителя
"Энергии"?
-Главное - это вывести РКК "Энергия" из финансового кризиса, в
котором предприятие оказалось из-за допущенных в последние годы ошибок в
управлении корпорацией. Если 2 года назад компания имела задолженность 2,4 млрд
рублей по кредитам и 1,5 млрд рублей перед кооперацией, то летом этого года
кредитор-ская задолженность "Энергии" составляла 7,75 млрд рублей. А по кредитам
надо расплачиваться.
И вторая задача - это сохранение лидирующих позиций
России в пилотируемой космонавтике. И, более того, завоевание новых
рубежей.
-В космос полетит не "Клипер"? В августе на
авиационно-космическом салоне МАКС-2007 его проект не был представлен, а раньше
только о нем и говорили.
-Россия нуждается в новом пилотируемом корабле.
И он обязательно будет создан. В ближайшее время РКК "Энергия" представит в
Роскосмос свои предложения по доработанному варианту корабля. Он будет
отличаться от того, который принято называть "Клипером". В первую очередь тем,
что будет создаваться на основе хорошо известных и многократно апробированных
решений. Сейчас рассматриваются четыре варианта схемы такого
корабля.
-Уже определено, какие предприятия займутся его
созданием?
-Кооперация по новому пилотируемому кораблю будет создаваться
в зависимости от тех работ, которые необходимо провести. Поэтому преждевременно
говорить о том, какие предприятия будут задействованы в проекте, а какие
нет.
Вероятнее всего, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики войдет
в круг этих предприятий. Но это, повторяю, будет определяться только
целесообразностью, а не какими-либо другими причинами.
Главные
направления работы института последних лет - разработка концепции применения и
технологии изготовления роботов-манипуляторов для сборки и эксплуатации
космических станций, создание и внедрение в эксплуатацию систем нового поколения
по управлению мягкой посадкой пилотируемых кораблей.
-На Луну скоро
полетим?
-Лунная программа России будет корректироваться. Пока надо
решать проблемы на Земле. Реализовать лунный проект мы технически готовы.
Требуется финансовая поддержка. В настоящее время в Федеральной космической
программе России до 2015 г. пилотируемые полеты на Луну не значатся. Программа
будет корректироваться на период до 2020 г. И уже в ней, скорее всего, будут
предусмотрены планы по полетам к Луне и дальше.
-ЦНИИ робототехники и
технической кибернетики выиграет от вашего нового назначения? Увеличится ли
объем заказов, которые выполняет институт?
-Наш институт - это весьма
отлаженный, стабильно работающий коллектив единомышленников. Причем
сформировался он достаточно давно и уже не один раз демонстрировал свой
профессиональный уровень. У меня есть грамотные, компетентные руководители,
которые могут в случае моего отсутствия на предприятии организовать его
нормальную работу. Поэтому надеюсь, что мое назначение в РКК "Энергия" не
принесет неприятностей институту.
Ну а объем заказов, которые РКК
"Энергия" будет заключать с ЦНИИ РТК, зависит не от личных пристрастий, а от
перечня тех работ, которые необходимо будет провести.
-Заберете ли
кого-то из института работать в Москву в "Энергию"?
-Моя задача -
наладить работу высокопрофессионального коллектива "Энергии". Если для этого
потребуются люди из Петербурга, они будут привлечены к этой работе.
-В
2007 г. Роскосмос и американское космическое агентство заключили контракт
стоимостью около $760 млн, в соответствии с которым РКК "Энергия" должна
построить для NASA несколько пилотируемых и грузовых космических кораблей. На
каком этапе реализация проекта?
-Цикл изготовления пилотируемых и
грузовых космических кораблей (от закладки до отправки на космодром) занимает
более 2 лет. Соответственно, и те аппараты, которые будут изготовлены "Энергией"
в рамках контракта с NASA, находятся на различных этапах своей готовности: одни
еще только планируются к закладке, другие уже проходят заводские
испытания.
-Задействованы ли в реализации проекта петербургские
предприятия?
-Кооперация по изготовлению космических кораблей сложилась
достаточно давно. Весь цикл изготовления хорошо отработан, и не требуется
внесения в него каких-либо изменений. В связи с этим к работе будут привлечены
только те петербургские предприятия, которые и раньше ею занимались: ЦНИИ РТК,
НИИ телевидения, ЛОМО и другие. Например, ЦНИИ робототехники и технической
кибернетики поставляет для "Союзов" систему управления мягкой посадкой, системы
обеспечения жизнедеятельности и другое.
-Cейчас государство стало больше
декларировать поддержку научно-технической сферы. Замечаете эту
поддержку?
-В последнее время государство принимает конкретные решения на
этот счет, выделяет существенные средства на поддержку приоритетных направлений
научно-технической сферы. Хотя справедливости ради надо сказать, что пока объем
финансирования не столь велик, чтобы закрыть бреши, возникшие в предыдущие годы.
Тем не менее положительная тенденция налицо, и ее плоды уже стали ощущаться.
Однако существует еще достаточно много проблем в научно-технической сфере,
которые требуют своего разрешения. Это и кадры, и общий уровень образования, и
тому подобное. Но все это не может быть решено в одночасье. Поэтому самое
главное, чтобы государство и дальше планомерно поддерживало науку.
-Вы с
детства любили космос?
-Мое детство пришлось на годы, когда началось
освоение космического пространства. Я был свидетелем запуска первого спутника,
первого полета человека в космос. Естественно, благодарен судьбе, что моя работа
связана с космонавтикой и есть возможность послужить на славу нашего
Отечества.
-А молодежь сегодня по-прежнему не рвется в космос?
-К
нам регулярно приходят молодые специалисты. В институте существует свой
факультет, который готовит специалистов по робототехнике и технической
кибернетике. Многие выпускники этого факультета приходят на работу в ЦНИИ РТК. К
сожалению, их не так много, как хотелось бы.
Виталий Лопота, президент
ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" и директор Центрального-
научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и
технической кибернетики, надеется завоевать новые рубежи в пилотируемой
космонавтике.
Биография
- Виталий Лопота родился в 1950 г. в
Грозном. В 1978 г. окончил физико-металлургический факультет Ленинградского
политехнического института имени Калинина. Специалист в области машиностроения,
лазерной техники и технологии. Доктор технических наук, профессор,
член-корреспондент РАН. Автор более 200 научных работ, в том числе около 50
изобретений и патентов. В период пребывания Лопоты на посту директора ЦНИИ при
его непосредственном участии были созданы новые космические системы связи, в том
числе "Ямал-100" и "Ямал-200".
Источник: ЦНИИ РТК
РКК
"Энергия"
- РКК "Энергия" была основана в 1946 г. как ОКБ-1 (в дальнейшем
называлась также ЦБКЭМ и НПО "Энергия"). У истоков создания предприятия стоял
Сергей Королв. "Энергия" - разработчик первого искусственного спутника Земли,
автоматических станций для полетов к Луне, Венере, Марсу, пилотируемых
космических кораблей и орбитальных станций. Головная организация корпорации
находится в подмосковном городе Королве (бывший Калининград, переименован в
1996 г. в честь основателя корпорации).
Источник: РКК
"Энергия"
Новый пилотируемый корабль
- Работы по проектированию
пилотируемых кораблей в РКК "Энергия" всегда относились к приоритетным. Даже в
1990-е гг. шла модификация кораблей "Союз ТМ", имелся задел по дальнейшей
модернизации ("Союз ТММ", "Союз ТМС").
- Во второй половине 1990-х гг.
ведущим аэродинамиком корпорации Решетиным был предложен новый корабль по схеме
"несущий корпус" - промежуточный вариант между крылатым шаттлом и баллистической
капсулой "Союза".
- В рамках НИОКРа была рассчитана аэродинамика корабля,
а его модель продута в аэродинамической трубе. Предполагалось, что "Клипер"
будет иметь возвращаемую капсулу, которую можно использовать неоднократно, и
сможет выводить на орбиту шесть человек и до 700 кг полезного груза ("Союз" -
только три человека и 200 кг груза).
- Однако концепция многоразовой
транспортной системы "Клипер" для создания такого корабля не прошла ни один
научно-технический совет, даже в самой РКК "Энергия". Теперь от этой идеи решено
отказаться.
- РКК "Энергия" до конца года надеется согласовать с
Роскосмосом параметры нового пилотируемого космического корабля многоразового
использования. Сейчас рассматриваются четыре варианта схемы такого
корабля.
Источник: "ДП"