Итоги года: "отечество" теряет автомобильный рынок

По итогам года иномарок впервые будет продано больше, чем машин российских марок. Крупные иностранные производители, оценив огромный потенциал российского рынка, поспешно стоят заводы и налаживают выпуск недорогих автомобилей.

<b>Год ознаменовался</b> наступлением переломного момента в рыночном противостоянии иностранных и отечественных автомобилей. В 2006-м продукция российского автопрома впервые лишилась доминирующих позиций и, как в денежном так и в количественном выражении, пользовалась меньшим спросом, чем автомобили зарубежных марок. Правда, в числе последних учитывались и так называемые &#171;русские иномарки&raquo; - автомобили, произведенные в России на совместных сборочных предприятиях.
<b>На 44% вырос</b> суммарный объем рынка легковушек в России в 2006 году и составил, согласно оценке специалистов компании &laquo;Автомобильная статистика&raquo;, $34 млрд. Рыночная доля новых иномарок в денежном выражении увеличилась по итогам года с 57% до 69%. Их продажи в 2006 году перевалили за 1 млн единиц, а это более, чем семикратный рост за пять лет (в 2002 году – 128 тысяч). Общий объем продаж автомобилей в 2 млн единиц за год выводит российский рынок на один уровень с ведущими рынками Европы, такими как Франция, Великобритания и Италия. Правда общая численность российского автопарка пока в 2,5 - 4 раза ниже уровня развитых стран. Потенциал автомобильного рынка в нашей стране, по данным аналитиков, подтвержден ростом спроса в денежном выражении за пять лет с $10 млрд в 2002 году до $30 млрд в 2006 году.
<b>Автомобили Lada</b> россияне в этом году покупали на 5% меньше. В итоге доля потраченных покупателями денег на жигули составила 14,4% ($4,9 млрд) от общего числа. Другие российские производители также снизили свою долю — с 3,2% до 2,2% ($758 млн в денежном выражении). При этом эксперты и дилеры прогнозируют, что за счет развитой сервисной сети <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/73027" target=_blank>&laquo;АвтоВАЗ&raquo;</a> еще долгое время может рассчитывать на относительно стабильные продажи в регионах.
<b>Рост благосостояния</b> людей и бурное развитие рынка потребительского кредитования ведет к сдвигу популярных у потребителей автомобильных марок из ценового сегмента от $5 тыс. до $10 тыс. в сторону более дорогих – от $10 тыс. до $20 тыс. Тем не менее, как признают в Минпромэнерго, большая часть массового спроса пока сосредоточена в нижнем ценовом сегменте, где наиболее уверенные позиции удерживает &laquo;АвтоВАЗ&raquo;.
<b>Другой интересной тенденцией</b>, отмеченной представителями Минпромэнерго, является сокращение рыночной доли подержанных машин из-за границы. Здесь сказывается появление собранных в России недорогих иномарок и увеличение ввозных пошлин на автомобили с пробегом.
<b>Продолжается волна </b>иностранных инвестиций в Российское автомобильное производство. Если все заявленные инвестиционные проекты зарубежных компаний будут реализованы, объем рынка в ближайшее время может вырасти еще на миллион единиц. Об этом на прошедшей в декабре международной конференции &laquo;Основные тенденции и итоги развития автомобильной промышленности России в 2006 году&raquo; заявил партнер <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/52479" target=_blank>PriceWaterHouseCoopers</a> Стенли Рут.
<b>Первенство в освоении российского авторынка</b> принадлежит американским GM и Ford. Причем пошли они разными путями - первые начали закрепляться в России через совместное предприятие (<a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/25414" target=_blank>&laquo;GM-АвтоВАЗ&raquo;</a> в Тольятти), вторые построили собственный завод (&laquo;<a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/14671" target=_blank>Форд Всеволожск&raquo;</a> в Ленинградской области). Следом за ними в Россию пришли Renault (Завод &laquo;Автофрамос&raquo; в Москве), Hyundai (ТагАЗ в Таганроге), BMW и KIA (&laquo;Автотор&raquo; в Калининградской области). В этом году на заводе &laquo;Северсталь-авто&raquo; в Набережных Челнах началась сборка автомобилей Ssang Yong и FIAT.
<b>О планах создания производства</b> в нашей стране к этому году заявили практически все крупные автомобилестроители. В числе последних, кто поверил в привлекательность российского рынка, были Toyota, Nissan и Volkswagen. Японские производители собираются обосноваться в Ленинградской области, а немцы уже заложили завод в Калужской. В конце декабря о планах построить завод в России также заявила <a href="javascript:void(window.open('/foto/26122006/fotoMax/isuzu_6621_b.jpg','','resizable=no,location=no,menubar=no,scrollbars=no,status=no,toolbar=no,fullscreen=no,dependent=no,width=820,height=566'))"></a><a href="javascript:void(window.open('/foto/26122006/fotoMax/isuzu_6621_b.jpg','','resizable=no,location=no,menubar=no,scrollbars=no,status=no,toolbar=no,fullscreen=no,dependent=no,width=820,height=566'))"></a>компания Isuzu.
<b>Российских иномарок</b> год от года будет становиться все больше, уверены эксперты. Так, по оценкам руководителя автомобильного направления компании Ernst &amp; Young Ивана Бончева, в 2006 году будет выпущено около 220 тыс. иномарок, а к 2009-2010 году их число вырастет до 800 тыс. – 1 млн. В 2006 году официальными дилерскими представительствами в России обзавелись многие из ранее не представленных на наших просторах марок. Помимо затянувших с официальным приходом в Россию эксклюзивных Bentley, Lamborghini и Aston Martin, в &laquo;последнюю волну&raquo; попали FIAT, Alfa Romeo и Isuzu.
<b>Перспективным направлением</b> автомобильного рынка признаются официальные продажи подержанных иномарок. Большое будущее эксперты предрекают схемам trade-in, заключающимися в обмене дилером старой машины на более современную с доплатой. Сами дилеры уже активно готовятся к тому, что многочисленные покупатели недорогих иномарок, откатав на машине два-три года, повалят обратно, чтобы менять их на что-то более современное. В ближайшие 5 лет, по оценке Стенли Рута, емкость этого рынка может составить порядка $8 млрд.