Наша экономика - девушка по натуре широкая

Экономика заждалась дешевых кредитов. Тоскуют предприниматели, крестьяне, любители ипотеки... Банки готовы идти навстречу. Деньги есть. Но поперек дороги лежит камень. С надписью «высокая инфляция, большой процент».

Власти стараются его сдвинуть. Расчистить путь. Копошатся годами. Движение есть. Но уж очень медленное.
Люди у нас изобретательные. И наверху таких немало. Осознали, что тяжесть пока неподъемная. Возиться надоело. Потому решили ее объехать. Добраться до заемщиков. Вручить им низкий процент. Волевым, политическим решением. В виде аванса. Дескать, пользуйтесь. Отблагодарите потом. Развитием экономики. Остаются, правда, банки. С недобором процентных платежей. Им достанутся субсидии из бюджета. Иначе нельзя. Загнутся.
Схема привлекательная. На вид. А по сути - весьма сомнительная. Ведь что получается? Появляется спецтовар. Да еще какой! Сами деньги. Пойдет вне рынка. По символической цене. Всем, понятно, не достанется. Значит, будут распределять. Отбирать достойных. Объясняться с обойденными... Что это? Восстановление льготономики. Той самой. Вроде бы уничтоженной. Совсем недавно. После тяжелых, изнурительных боев.
<br>У нее свои законы. Главный: открытие калитки всегда завершается сносом забора. И он действует. Прямо сейчас.
Взять, скажем, ипотеку. Пока право на дешевый кредит имеют молодые семьи. Но уже зашевелилась Госдума. Готовит новый закон. С широким перечнем льготных категорий граждан. В самом деле, чем молодые семьи лучше многодетных, неполных, счастливых, несчастных и любых других? Еще есть ветераны всех мастей. Обездоленные госслужащие, сплошь ютящиеся в бараках, сараях, землянках. Прочие заслуженные люди.
И это только начало. Собираются поддерживать экспортеров и малый бизнес. Субсидированной ставкой процента. А для селян ее уменьшат до нуля. То есть купил домик в деревне. Распахал сотку. Под картошку. И бегом в администрацию. К начальнице: где деньги, Зин?
Поблажки получает живой человек. Но дают их под пакет документов. Одни чиновники составляют. Другие проверяют. Третьи принимают решения. Люди разные. Встречаются падкие на уговоры и посулы. Даже любители мзды. Проверить трудно. Не пойдешь же по домам детей пересчитывать... Льготников будет много. Станем продолжать - никакого бюджета не хватит.
Что, кстати, и было на самом деле. В 90-е годы. Когда давали дармовые кредиты фермерам. Затея обернулась массовой перепродажей полученных денег. Повальной коррупцией. Бессмысленным опустошением бюджета. Минфин, правда, вовремя опомнился. Отскочил. А Агропромбанк, стоявший на раздаче, не успел. Надломился. Выпал в осадок. Обанкротился...
Понимаю авторов. Не хотят сидеть сложа руки. В ожидании пятипроцентной инфляции. Но ведь есть и другие инструменты. Государственные гарантии. Налоговые стимулы. Адресные вливания из бюджета. Бизнес-инкубаторы. Особые экономические зоны... По-моему, вполне достаточно. Для того чтобы не разводить льготономику.
Да, скоро выборы. Золотое время. Для народа. Когда политики становятся милыми. Обходительными. Бесконечно добрыми. Лишь бы не потеряли чувство меры. Ведь избиратели проголосуют и разойдутся. А льготы останутся. Попробуй потом отними...
Ну а что за границей? Манипуляции с процентом - большая редкость. Известен опыт Испании. Там поощряют вложения в экологические проекты. Иначе, наверное, не заставишь. Англичане берут на бюджет часть ставки по образовательным кредитам. Американцы делают то же самое с инвестициями в атомную энергетику. Ипотека? Только в Скандинавии. Где живут законопослушные, кристально честные шведы. И ровно такие же датчане. Но у россиян другие повадки. Были, есть и будут.
Наша экономика - девушка широкая. По натуре. Многое позволяет. Всем, кто за нее берется. Только не надо хватать за банковский процент. Обижается. Отвергая грубое обращение.
Пора понять: инфляцию нельзя обойти, обогнуть, обмануть. Все равно достанет. Накажет. Остается лишь давить. Методично. Последовательно. Не отвлекаясь на вредные проекты. Вроде субсидирования процентных ставок.