09:5316 января 200609:53
5просмотров
09:5316 января 2006
Российская национальная библиотека растит свои электронные ресурсы. На обращениях к ним интернет-провайдеры могли бы неплохо заработать. Осталось познакомить "юзеров" с РНБ, а читателей - с WWW.
16 января, в день рождения Российской национальной библиотеки, читатели получат три электронных подарка. Появятся новый компьютерный зал и доступ к базе из 60 тысяч диссертаций и 20 тысяч авторефератов, начнется тестирование и отладка измененного дизайна сайта. Изменения на интернет-сервере, как рассказали DP.RU в пресс-службе РНБ, значительно облегчат навигацию по сайту. С первой же страницы доступен каталог, сформированы отдельные разделы для различных категорий пользователей от студентов и научных сотрудников до технических специалистов. Пользовательский комплекс на 50 рабочих мест, стоимостью примерно в $50 тыс., оборудован и подарен компанией LG. Это так называемый «зал для научной работы» библиотечный люд еще назвает такие залы "профессорскими". Допуск студентов и посетителей общих читальных залов сюда, как сообщили в пресс-службе РНБ, "ограничен". Считается, что опытным ученым требуется для работы более спокойная и тихая обстановка. Тишина "профессорскому" залу обеспечена, однако не потому, что там не будет шумных студентов. Есть опасения, что там вообще будет пусто. <br><br><b>Невостребованность</b><br>Ученые, особенно профессоры, - публика возрастная, привыкшая общаться с библиотекой через каталог или библиографа. Найти 50 профессоров, которым в читальном зале необходим доступ в интернет, непросто даже в Петербурге. В сотрудники библиотеки рассказали корреспонденту DP.RU с, что около трети посетителей библиотеки не умеют пользоваться не только интернетом, но даже компьютером. Многие молодые читатели - студенты не пользуются электронными сервисами, так же, как и специалисты старой школы. Некоторые считают вход в каталог через Интернет слишком дорогим. Другие не знают о том, что можно не копаться в бумажной картотеке и не ездить в библиотеку по несколько раз, - сначала в каталоги на поиск нужной литературы и написание от руки заявок, затем в читальный зал за самими книгами. Зал LG, по данным пресс-службы РНБ, уже шестой компьютерный комплекс для посетителей библиотеки. Кроме него действуют 3 участка работы с электронными каталогами и два интернет-класса. В новом здании на Московском проспекте, 165, оборудованы несколько десятков точек для подключения к мировой сети ноутбуков. Несмотря на то, что через Интернет доступны все каталоги главного книгохранилища страны, нынешние мощности загружены далеко не полностью. <br><br><b>Нужна реклама</b><br>Пользователи мировой сети платят, как известно, за объем получаемых данных – трафик. И провайдеры даже участвуют в финансировании самых популярных Интернет-ресурсов, лишь бы те продолжали создавать содержание, которое ищут миллионы "юзеров" - рядовых, "непродвинутых" пользователей сети.<br>Одного только открытого в Интернете доступа к каталогам РНБ, с возможностью выписывать электронные требования на книги, вполне достаточно, для того чтобы организовать такой трафик, за который провайдеры платили бы и Российской национальной библиотеке. Ведь через её проходные ежедневно только в рабочие часы проходят тысячи, если не десятки тысячи человек. И большинство не сидит в зале с книгами, а топчется в каталогах. <br>Чтобы "вытолкать" этих людей из пыльных картотек за компьютеры, дающие круглосуточный доступ к тем же карточкам, нужна рекламная кампания. Если она не по силам РНБ, то провайдерам стоило бы помочь библиотеке.