Вдоль Кольцевой вырастет Лас-Вегас

Через три года на участках, примыкающих к кольцевой автодороге, вырастет новый город, состоящий из торговых и развлекательных центров. Рост цен на землю у КАД составляет 30-40% в год.

В Петербурге в 2005-2006гг. рост цен на земельные участки вблизи КАД составит 30-40% при условии сохранения темпов экономического развития страны в целом и Петербурга в частности. Так оценивают рынок специалисты компании "Бекар. Коммерческая недвижимость". За последний год право застройки инженерно-неподготовленных "пятен" под строительство возле КАД подорожало в среднем на 30%. В дальнейшем эксперты прогнозируют еще больший рост стоимости земли вблизи кольцевой. Рынок земли с каждым годом острее ощущает недостаток предложения, отмечают эксперты.<br><br><b>Все в рост</b><br>Дефицит земли, а вместе с тем и рост ее стоимости аналитики связывают с активным строительством и введением в 2006-2007 годах наиболее крупных объектов. По данным экспертов, цены на земельные участки в районе КАД, где в настоящий момент идет наиболее активное строительство, в зависимости от удаленности от Кольцевой и близости к железнодорожным путям, могут колебаться в пределах $10-100 за м2. Дороже всего стоят земли у наиболее пропускных транспортных шоссе с инженерной подготовкой. Наименее дорогие участки - инженерно неподготовленные участки, требующие перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения.<br>На сегодняшний день средняя цена за 1 м2 земли у КАД составляет от $10-40 за инженерно неподготовленный свободный участок, требующий перевода из сельхозземель, до $70-100 под торгово-складскую недвижимость на оживленных магистралях в перспективных направлениях. <br>По мере достройки КАД, строительства новых развязок и введения крупных инфраструктурных объектов (скоростная дорога Петербург-Москва, "Морской фасад" и др.) привлекательность районов около Кольцевой автодороги будет существенно возрастать, полагают специалисты. <br><br><b>Торговые ряды</b><br>Это подтверждает и опыт развития земель вокруг Московской кольцевой автодороги (МКАД).<br>За последние три года МКАД фактически превратилась в торговый ряд. Через каждые несколько километров обязательно встречается крупный торговый центр, площадь которого часто начинается от 100 тыс. кв. м. Более того, девелоперы заявляют, что в стадии предпроектной проработки находятся еще 10 гипермаркетов. Консультационные компании считают, что рынок «проглотит» и эти торговые центры. По словам девелоперов, проблема только в арендаторах – в Москве уже просто не осталось сетей, которые не отметились бы в таком выгодном месте.<br>Массовое строительство торговых центров (ТЦ) в районе МКАД началось в 2001 году, когда начала создаваться первая зона, состоящая из IKEA, Auchan и «Мега». Успех этого проекта вдохновил многих девелоперов, которые, стараясь не упустить момент, начали искать территорию для своих торговых центров. Большинство ТЦ, расположенных в районе МКАД, было построено в 2002 году. Сейчас их насчитывается уже около двадцати, и они продолжают строиться. <br><br><b>Сплошные удобства</b><br>Высокий спрос на объекты, расположенные возле больших транспортных линий, эксперты объясняют высокой проходимостью данных магистралей и возможностью строить там более масштабные, чем в центре города, проекты с большим количеством парковочных мест, а также тем, что, как правило, под придорожные проекты значительно проще и дешевле получить участок. Кольцевые дороги являются главными транспортными артериями мегаполисов, что делает торговые центры возле них привлекательными и доступными. А широкий спектр предлагаемых товаров и услуг в этих центрах гарантирует достаточный для успешной работы таких объектов интерес со стороны потребителей. К безусловно приятным побочным эффектам широкого развития придорожных территорий относится стремительное развитие городов и районов, расположенных в непосредственной близости от кольцевой автодороги. <br>Участники рынка полагают, что рынок данных объектов пока еще далек от насыщения. Об этом можно судить как по заявленным планам развития крупных сетевиков, так и по количеству посетителей в действующих центрах. <br><br><b>Город-сад</b><br>Когда торговые центры на МКАД только открывались, это была новинка, вызывавшая неизменный покупательский ажиотаж. Теперь все стабилизировалось, и московские ТЦ имеют своих постоянных клиентов, которые раз в одну или в две недели посещают эти моллы. Более того, по наблюдениям аналитиков, приоритеты клиентов сместились от шопинга к развлечениям, которые предоставляют торговые центры, что приносит моллам дополнительные немаленькие прибыли. Очевидно, что «придорожный» рынок Петербурга ожидает примерно такой же план развития.