Нижегородские политики прокомметрировали отказ строительства завода Toyota в Новгороде

В Нижегородской области уверены, что большая доля ответственности за отказ корпорации Toyota работать в регионе лежит на местных политических и бизнес-структурах.

<br>Как заявил председатель Законодательного Собрания Нижегородской области (ОЗС) Евгений Люлин, "Toyota предпочла Петербург, потому что мы слишком долго собирались и запрягали и пытались вскочить в последний вагон, в тот момент, когда решение уже принималось". Если в Петербурге "работали по привлечению Toyota 2 года, то мы пытались решить эту задачу в течение 3-4 месяцев", - пояснил Евгений Люлин.<br><br>Первый вице-губернатор Нижегородской области Владимир Попов отказался комментировать журналистам решение корпорации, заявив лишь сотрудникам своего аппарата, что "Toyota ушла из Нижегородской области, не назвав причин". По его словам, отказ японской корпорации от работы в регионе - "очень больной вопрос для Нижегородской области".<br><br>Ряд политологов уверены, что вина за отказ Toyota создавать предприятие в области лежит на полномочном представителе президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергее Кириенко и губернаторе региона Геннадии Ходыреве. Так, старший научный сотрудник института социологии РАН Александр Прудник заявил, что "это неудача и полпреда Сергея Кириенко, потому что у него для лоббирования интересов области очень много возможностей, и неудача губернатора Геннадия Ходырева. Хотя у губернатора, особенно нижегородского, в этом отношении возможности минимальны. Для японской корпорации губернатор какого-то российского региона - исчезающая величина, они его просто не заметят". Приход Toyota, по мнению Александра Прудника, был "нужен полпреду. Потому что привести такого крупного инвестора в свой округ - это большой плюс для будущей карьеры".<br><br>Однако политический обозреватель Владимир Ионов уверен, что основная вина за отказ Toyota строить завод в Нижегородской области лежит на губернаторе региона Геннадии Ходыреве. По словам Владимира Ионова, "Ходырев явно не хотел бы иметь здесь это производство, потому, что этого не хотел нынешний владелец ГАЗа, у которого с губернатором достаточно тесные взаимоотношения. Об этом можно судить даже по тому, что первым замом Ходырева является прямой сподвижник Дерипаски". Нижегородская область предлагала корпорации в качестве площадок "Борский район с трудностями переезда через Волгу. Петербург предложил более рациональную площадь", - сказал Владимир Ионов. Губернатор говорит, что область немного потеряла от решения корпорации, продолжил политобозреватель, "однако мы потеряли ровно столько, сколько приобрела Валентина Матвиенко".<br><br>В свою очередь депутат Думы Нижнего Новгорода Сергей Абышев заявил, что решение корпорации Toyota о строительстве завода в Петербурге не имеет отношения к политической ситуации. Однако на этой теме спекулировали и продолжают спекулировать политики, обвиняя друг друга в создании неприемлемых условий для инвестора. Как он сказал, отказ корпорации от строительства завода в Нижегородской области продиктован тем, что "либо не договорились с Горьковским автозаводом (ГАЗ), либо адекватно восприняли рыночную ситуацию". "Поэтому тот из политиков, кто берет этот флаг и начинает им размахивать, просто не понимает, как устроены такие проблемы. А вся игра вокруг Toyota - это игра аппарата полпредства", - уверен С. Абышев. По мнению депутата, причины отказа от проектов может назвать только менеджмент "РусПромАвто" и входящего в него ГАЗа. Аналогичную точку зрения высказал и Александр Прудник: "учитывая тот шлейф негатива, который тянется за российскими олигархами, Toyota не хотела выходить на одну площадку с "Сибалом". Да и "Сибал" не очень хотел видеть рядом с ГАЗом еще одно сборочное автопредприятие", - сказал он.