Порт обратился к администрации

Портовые фирмы ищут защиты у власти

<B>Портовые фирмы ищут защиты у власти</B><BR> СПб. Ассоциация морских торговых портов (АМТП) выступила с резкой критикой намерений ОАО "РЖД" повысить тарифы на перевозку грузов.<BR> Завтра, 16 декабря, Федеральная служба по тарифам рассмотрит обоснованность предложения ОАО "РЖД" повысить на 12,5% тарифы на портовые перевозки.<BR> <B>Петербургское лобби</B><BR> Помимо АМТП интересы портовиков активно лоббирует на местном уровне ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". Руководство порта написало губернатору Петербурга Валентине Матвиенко письмо, в котором просит защитить его от инициативы ОАО "РЖД" по повышению тарифов на перевозки.<BR> Кроме того, позицию АМТП поддерживает Министерство транспорта РФ. "То, что вводимый коэффициент должен быть именно 12,5%, не очевидно, это повышение экономически не обосновано", -- сообщил источник в министерстве, близкий к заместителю министра Александру Мишарину. Именно Александр Мишарин входит от Минтранса в рабочую группу Федеральной службы по тарифам (ФСТ), которая рассматривает это предложение РЖД.<BR> "При любом повышении должно учитываться, что российским портам надо развиваться, в том числе и за счет грамотно продуманной тарифной политики", -- считают чиновники министерства.<BR> АМТП, представители которой также будут участвовать в обсуждении этого вопроса в составе рабочей группы, сейчас возглавляет депутат Государственной думы РФ Виталий Южилин. По информации из конкурентной среды, именно он контролирует структуры, ранее владевшие ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", а теперь -- ЗАО "Первый контейнерный терминал". Он же, по информации участников рынка, входит в состав учредителей ООО "Национальная контейнерная компания", которая строит контейнерный терминал в Усть-Луге. Все это дает возможность чиновникам Минтранса утверждать: "Петербургские компании плотно работают в направлении блокирования инициатив РЖД".<BR> <B>Знак протеста</B><BR> Изначально заседание ФСТ по этому вопросу было запланировано на 15 декабря, однако из-за участия Александра Мишарина в церемонии ввода в эксплуатацию вантового моста в Петербурге, который будет открывать Президент РФ Владимир Путин, заседание перенесено на 16 декабря.<BR> Кроме того, Российский профсоюз докеров намерен поддержать своих работодателей. Как и обещал председатель профсоюза Александр Шепель, 14 декабря докеры портов Петербурга, Мурманска, Новороссийска, Владивостока, Находки, Выборга, Калининграда и других приостановили свою работу на несколько минут в знак протеста против действий РЖД.<BR> <B>Критическая ситуация</B><BR> В самой железнодорожной компании планы по повышению тарифов объяснили критической ситуацией, сложившейся в ноябре с разгрузкой вагонов в портах.<BR> В целом за истекшие месяцы убытки дороги от несоответствия заявленных портами объемов обработки грузов реальной скорости разгрузки уже превысили 7 млрд рублей. По мнению ОАО "РЖД", исправить положение и предотвратить вагонные пробки в 2005 г. можно, только повысив тарифы на перевозку экспортных грузов в порты.<BR> По данным одной из петербургских портовых компаний, в соответствии с прейскурантом 10-01 ОАО "РЖД" доставка грузов до пограничных станций считается экспортной перевозкой. Перевозки же в адрес портов остаются внутренними перевозками, и их стоимость в 2,5-3 раза ниже экспортных. Поэтому повышение на 12,5% тарифов на портовые перевозки все равно сохранит выгоду экспорта грузов через порты.<BR> "Такие инициативы ОАО "РЖД" возможны лишь благодаря ее монопольному положению на рынке и не обоснованы состоянием рынка с экономической точки зрения, -- сообщил один из участников рынка. -- Возможно, это первый звонок к тому, что в скором времени тарифы на перевозки в адрес морских портов могут вырасти гораздо значительнее, чем на 12,5%".