Попкорн окупается лучше кинофильмов

В Петербурге будут открываться специализированные кинотеатры

<B>В Петербурге будут открываться специализированные кинотеатры</B><BR> СПб. Этот год стал революционным для петербургского рынка кинотеатров -- число экранов выросло в разы.<BR> О том, что ждет петербургский кинорынок в ближайшие годы, рассказал генеральный директор ЗАО "Невафильм" (занимается исследованием российского рынка кинотеатров) Олег Березин.<BR> В 2004 г. количество кинотеатров в Петербурге увеличилось в 2 раза. В основном это произошло за счет развития сети "Кронверк-Синема". Из-за ее активной политики торговые центры вынуждены отказываться от создания кинотеатров, крупные московские сети ("Роскинопрокат", "Формула кино") -- корректировать свои планы по созданию сетей в Петербурге. <P> -- Можно ли говорить о каких-либо тенденциях петербургского рынка кинотеатров?<BR> -- Если 3 года назад торговый центр мог позволить себе выбирать операторов -- устроить тендер, например, а все операторы бились за право создать в нем кинотеатр, то сегодня ситуация диаметрально противоположная: уже операторы выбирают, в какой торговый центр они пойдут. Тут несколько причин. Во-первых, много кинотеатров. Из всего, что можно открыть в торговом центре, кинотеатр, пожалуй, самое дорогое удовольствие. Его проектная окупаемость -- 4 года. То есть мало привлекательно с инвестиционной точки зрения. При этом надо понимать, что в ближайшие 5-6 лет технология покупки в торговом центре не изменится. Интернет-магазины, продажа по каталогам никогда не заменят торговые центры. А вот что будет с понятием "кинотеатр" и этим бизнесом через 5 лет? <P> -- Что ему угрожает?<BR> -- Сейчас все ждут, когда наступит цифровая революция, и она обязательно наступит. Это не убьет кинопрокат, но изменит его.<BR> Я всегда напоминаю, что формат DVD всего 8 лет назад появился. И технологии меняются каждый день. Если 20 лет назад кинотеатр был единственным способом доставки фильма к зрителю, то сегодня их много -- интерактивное телевидение, доставка фильмов по запросу через интернет и т.д. Понятно, что это будет менять отношение к кинотеатрам. Безусловно, у них есть свои плюсы, и они не умрут. Как не умер театр в свое время с приходом кинематографа. <P> -- У Петербурга есть еще какой-то потенциал для открытия кинотеатров?<BR> -- Увеличение в 2 раза количества кинотеатров, которое произошло весной-летом этого года, не привело к увеличению посещаемости и кассовых сборов в 2 раза. Их рост гораздо ниже. "Кронверк-Синема" открыл кинотеатры во всех спальных районах, привлек нового зрителя, но и отнял 20% у центральных кинотеатров. И некоторые кинотеатры очень грустно чувствуют себя в этой связи. <P> -- Значит ли, что кинотеатры больше открываться не будут?<BR> -- Войти на насыщенный рынок будет гораздо сложнее, но это абсолютно не значит, что туда идти не надо. Каждый новый инвестор или инициатор будет придумывать какую-то новую фишку, новую идею, новый формат.<BR> Новейшая история кинотеатров в России очень короткая, всего 4-5 лет. Первые кинотеатры, может быть, сейчас и вернули свои инвестиции, а средние только-только достигают точки окупаемости.<BR> При этом раньше строишь кинотеатр -- и понятно, что зритель все равно пойдет. А сейчас идет бешеная конкуренция за этого зрителя: кинотеатры борются не только между собой, но и с телевидением, и с DVD, и с интернетом.<BR> Всегда будут строиться кинотеатры, но не такого типа, как уже существующие. Появится что-то новое. Да, будет больше инвестиций, больший предпринимательский риск. Но и там будет свой зритель. Ведь сейчас на 70% кинотеатры -- это макдональдсы, фаст-фуд: пришел, посмотрел, все простенько, без изысков. <P> -- Как в сети "Кронверк-Синема"?<BR> -- "Кронверк-Синема" -- это очень правильный проект, т.е. без лишних, необоснованных затрат, в правильное время, в правильных местах. Это сделано для людей, которые ездят на трамвайчике, на метро. <P> -- Но стоимость билета сопоставима с "Авророй", например.<BR> -- Стоимость билета определяет, грубо говоря, платежеспособный спрос. Пока люди готовы столько платить -- пусть платят. Это нормальный капитализм. Поэтому сегодня время окупаемости этих кинотеатров меньше, чем расчетное. Но сам проект построен так, что там никаких vip-залов -- все рассчитано на определенного зрителя. <P> -- А как обстоит в городе дело с vip-залами?<BR> -- Есть достаточно широкий слой людей, которые готовы платить большие деньги за это, но зала, который бы их полностью устраивал, не существует в городе. Этот человек не хочет идти через общий холл, где его все толкают, он привык расплачиваться карточками. Если ты ориентируешься на vip-зрителя, то ему нужен и соответствующий vip-сервис. <P> -- Какую долю рынка Петербург занимает на российском рынке кинопроката?<BR> -- В общем кассовом сборе России доля Петербурга составляет где-то 5-7%. <P> -- Это много или мало?<BR> -- Это как смотреть. Он и в советские годы столько же собирал.<BR> С точки зрения статуса второй столицы страны, это мало. Москва собирает порядка 40%. Но на самом деле Петербург -- это не Москва. Это абсолютно другой менталитет, другой способ отдыха. Точно так же неправомерно сравнивать Россию и Европу.<BR> Хотя некоторые пытаются подсчитать, сколько там кинотеатров на душу населения и сколько у нас. Это глупая математика. Там культура отдыха формировалась больше 100 лет, а у нас ей еще нет десятилетия. <P> -- Как был представлен на прошедшей в сентябре выставке "Киноэкспо" петербургский бизнес?<BR> -- Хорошо, петербургские компании составляли порядка 15% от всех участников.<BR> Вообще, "Киноэкспо" -- это петербургская история. ЗАО "Киноэкспо" было основано Дмитрием Казуто и Адрианом Гурвичем, которые вышли из петербургской компании "Алсима-Экспо". И первые 4 года выставка проводилась в Петербурге.<BR> Но здесь существуют различные проблемы с инфраструктурой -- негде проводить. Необходимы в одном месте и гостиница, и павильон, где проводить выставку, и кинозал, и удобные подъезды. Поэтому 2 года назад выставка перебралась в Москву.<BR> Но сейчас ситуация меняется, и, возможно, через годик-два она снова вернется сюда.<BR> -- Какие из компаний можно было бы отметить?<BR> -- Из петербургских компаний сильно выступила компания "Викинг", которая занимается всеми видеопроекционными технологиями, что тоже сейчас востребовано в кинотеатрах.<BR> Хорошо показала себя компания "Техника Плюс". Они сейчас одни из самых серьезных игроков на рынке попкорна, concession (оборудование для кафе и т.п.).<BR> Попкорн в кинотеатре -- это сейчас очень востребованная история -- 400% прибыли! <P> -- Попкорн окупается лучше кинофильмов?<BR> -- Я люблю говорить, что показ кинофильма в кинотеатре, с точки зрения бизнеса, -- всего лишь способ завлечь зрителя, чтобы он потратил деньги в кафе. Сегодня доход от кинопоказа -- всего 30-40% дохода кинотеатра.<BR> Поэтому, когда девелопер торгового центра говорит, что вот у меня тут будет фуд-корт большой, а вы тут рядом кинотеатр постройте и зарабатывайте деньги, мы говорим: "Ребята, да вы кинотеатр убьете". Потому что это лишает его самого основного дохода -- от кафе и ресторанов. <P> <B>на заметку</B><BR> направления деятельности ЗАО "Невафильм":<BR> - Дублирование иностранных фильмов на русский язык. ЗАО "Невафильм" дублирует все фильмы кинокомпаний Walt Disney и Columbia Pictures, некоторые фильмы компаний XX Century Fox, MGM, DreamWorks и других.<BR> - Запись звука для российских кинофильмов. ЗАО "Невафильм" записывала звук, например, для фильмов "Брат", "Брат-2", "Сестры" Бодрова-младшего, "Война" Александра Балабанова, "Богиня" Ренаты Литвиновой, "Чеховские мотивы" и "Настройщик" Киры Муратовой и т.д.<BR> - Услуги для кинотеатров. ЗАО "Невафильм" занимается проектированием кинотеатров и поставкой оборудования для них, обучением персонала кинотеатров, техническим обслуживанием оборудования. Компания также занимается исследованием российского рынка кинотеатров.<BR> Источник: ЗАО "Невафильм" <P> <B>Цифры</B><BR> Количество киноэкранов на 100 тыс. жителей, 2003 г. (Россия, данные на октябрь 2004 г.)<BR> Страна Кол-во Население Кол-во<BR> кино- (тыс. человек) кино-<BR> <B>экранов экранов</B><BR> на 100<BR> тыс. жителей<BR> Великобритания 3433 59.789 5,7 <P> Германия 4868 82.637 5,9 <P> Испания 4253 42.717 10 <P> Италия 3498 57.805 6,1 <P> Нидерланды 602 16.341 3,7 <P> США 35.995 293.600 12,3 <P> Франция 5295 60.018 8,8 <P> Россия (все<BR> киноустановки) 12.500 144.100 8,67 <P> Россия (совре-<BR> менные кино-<BR> театры) 700 144.100 0,49