17:4023 июля 200417:40
8просмотров
17:4023 июля 2004
"Музыка Большого Эрмитажа" возродила оперу Сарти
"Музыка Большого Эрмитажа" возродила оперу Сарти<BR><br>СПб. Картонные латы и платья из недорогого тюля способны вызвать умиление в провинциальной труппе, но они вряд ли к лицу одному из красивейших театров Петербурга.<BR><br>На прошлой неделе в Эрмитажном театре представили премьеру возрожденной оперы Джузеппе Сарти "Армида и Ринальдо" -- той самой, которой 218 лет назад этот театр и открывался.<BR><br><B>На стиле сэкономили</B><BR><br>Оперу показали в рамках IV фестиваля "Музыка Большого Эрмитажа", поставив ее в программе из 4 дней первой перед выступлениями звезд экрана Сергея Маковецкого, Юрия Шевчука и Дины Корзун.<BR><br>Только так, за счет донорства от коммерчески рентабельных предприятий, можно, по мнению художественного руководителя фестиваля Сергея Евтушенко, прокатывать эксклюзивные антикварные ценности.<BR><br>Пожертвований от такого донорства хватило лишь на то, чтобы певцы не вышли на сцену совсем уж нагими. Оперу с изощренным, пышно цветущим либретто, с сюжетом о волшебном острове, женских чарах и христианском долге показали как "оперу нищих" в безжизненных серо-белых тонах. Даже на колдовской шлейф Армиды не нашлось средств: атрибут выглядел как дешевый кладбищенский антураж с неумело пришитыми цветками-бантиками.<BR><br>"Высоконепрофессионально" была сделана (то есть не сделана) режиссура, в которой Денис Рубин проявил себя как школьник-троечник.<BR><br>Незабытое прошло?<BR><br>И такая преступная люмпенизация (как в феврале 1917-го) была спроецирована на певцов высокого класса -- квартет солистов Академии молодых певцов Мариинского театра. Вместе с музыкальным руководителем Михаилом Синькевичем, Оркестром Эрмитажа они не просто преодолели сверхтрудный музыкальный материал, который не под силу иным профессионалам со стажем, -- они сделали это с европейским блеском. Последний на протяжении всего спектакля, увы, был измазан сажей дилетантизма, как платье Золушки. К счастью, восхищенные итальянские эксперты, прибывшие на премьеру из Фаенцы -- родины Сарти, -- сразу разглядели в русских певцах владельцев хрустального башмачка.<br><P><br><B>На заметку</B><br><P><br>IV Международный фестиваль "Музыка Большого Эрмитажа" завершится сегодня в 22.00 мистерией "Древо жизни" с участием Юрия Шевчука, Дины Корзун и симфонического оркестра.<br><P><br><B>Есть мнение</B><br><P><br>Сергей Евтушенко, художественный руководитель фестиваля "Музыка Большого Эрмитажа" и автор идеи постановки:<br><P><br>"Оперы Сарти в наших оперных театрах никогда не шли. Поэтому в моем подсознании сидела мысль, что это происходит из-за скучной, не выдержавшей испытанием времени музыки, и ни к чему этот нафталин вытряхивать. После услышанного мои стереотипы в отношении Сарти вмиг были перевернуты. Я понял, что по своей лености и инертности мы не хотим открывать сундук с сокровищами, покрытыми пылью, не зная, как они засверкают".<br><P><br>Анна Порфирьева, заведующая сектором музыки Российского института истории искусств, специалист по отечественной музыкальной культуре XVIII в.:<br><P><br>"Для эффективного проката подобной продукции нужен более грамотный и адекватный пиар.В свое время с такой сложной оперой, как "Лулу" Берга, премьера которой много лет назад состоялась в Париже, поступили очень правильно. В период репетиций, которые продолжались год, был организован цикл передач по радио с трансляцией отрывков из новой оперы. Люди привыкли ушами к тому новому, что они должны услышать, когда придут в театр. Премьера имела бешеный успех, на что постановщики и не рассчитывали. То есть важен грамотный пиар -- профилактика вкуса".<br><P><br>Марк де Мони, директор фестиваля EARLYMUSIC:<br><P><br>"Постановку в целом считаю неудачной. Для меня, как для адепта аутентичного исполнительства, на премьере были заметны грехи, связанные с нечутким подходом к музыке XVIII в. Современная оркестровая манера, утяжелявшая звук, лишний раз подтверждала то, что лишь игра на исторических инструментах и в манере того времени, когда творил композитор, способна раскрывать тонкости и детали партитуры.<BR>
Режиссуры я не увидел никакой. Мне кажется, что, если бы певцам предоставили свободу передвижения с учетом их знания смысла действия и слов, могло бы получиться примерно так или даже лучше. Костюмы больше подходили для детского маскарада. Если нет средств на дорогой костюм, лучше одеть персонажей в элегантную современную и простую одежду".