Интеграция увеличивает PR-рынок

Петербургский рынок коммуникативных услуг наращивает объемы и структуру

<B>Петербургский рынок коммуникативных услуг наращивает объемы и структуру</B><BR> На петербургском рынке PR-услуг в последний год наметилась тенденция объединения агентств. <P> В целом рынок коммуникативных услуг формируется изменившимся спросом. "Большинство клиентов начало понимать суть PR и то, какое место связи с общественностью занимают в общей структуре бизнес-процессов компании, -- говорит директор маркетингового агентства Promaco Кирилл Семенов. -- То есть клиент перестал воспринимать PR как некую абстрактную вещь, выдернутую из контекста бизнеса".<BR> Когда он обращается в агентство, то готов обсуждать не только исполнение уже поставленных задач, но и саму их постановку. Ведь зачастую в результате экспертизы коммуникаций клиента выясняется, что клиенту нужна вовсе не рекламная кампания и пресс-конференция, на проведение которых он пытается привлечь агентство, а, скажем, услуги хорошего мерчандайзера. <P> <B>Интеграция берет свое</B><BR> Рост количества агентств маркетинговых коммуникаций; увеличение интереса к интегрированным маркетинговым коммуникациям (ИМК); участившиеся слияния рекламных и PR-агентств -- все это позволяет говорить об универсальной интегративной тенденции на рынке маркетинговых коммуникаций. "В этой ситуации и рекламные, и PR-агентства фактически оказываются перед выбором: превращаться в агентства ИМК или узко специализироваться, -- рассказывает генеральный директор коммуникационного агентства SPN Granat Андрей Баранников. -- При этом агентства ИМК не являются рекламными агентствами полного цикла: их основной продукт не комплексная рекламная кампания, а стратегия маркетинговых коммуникаций, в которой PR, BTL и т.п. являются нередко более капиталоемкими компонентами, чем реклама. По сути, ИМК-агентства претендуют на роль центров разработки и осуществления коммуникативных стратегий клиента". <P> <B>Рост рынка и оборотов</B><BR> По мнению специалистов SPN Granat, в 2003 г. емкость петербургского рынка PR-услуг составила приблизительно $20-22 млн. При этом обороты более чем у половины компаний, работающих на этом рынке, за последний год выросли, у 20% остались неизменными и снизились лишь у 10%. "Сейчас цены на PR-услуги растут, -- говорит директор ООО "На Свет!" Светлана Азерникова. -- Например, наша компания за 2002 г. увеличила уровень цен в 2 раза, но растет и качество услуг".<BR> В 2003 г. наибольшей популярностью пользовались: организация специальных мероприятий, разработка-проведение рекламных и информационных кампаний, включая проведение пресс-конференций, организация корпоративных праздников и торжественных церемоний. "Наименее востребованной по-прежнему осталась такая услуга, как разработка программ антикризисного PR", -- отмечает Андрей Баранников. <P> <B>PR в Петербурге</B><BR> Круг поставщиков PR-услуг в Петербурге делится на следующие сегменты:<BR> агентства, занимающиеся интегрированными маркетинговыми коммуникациями (ИМК-агентства);<BR> агентства, специализирующиеся только на оказании PR-услуг;<BR> рекламные агентства, периодически оказывающие PR-услуги;<BR> PR-фрилансеры (по приблизительной оценке, PR- услуги фрилансеров количественно составляют 20%, а в денежном выражении -- 3-5% PR-заказов петербургского рынка).