Петербургский бизнес познается в игре

Деньги с клиентов снимали со скоростью фотовспышки, а они и не возражали

<BR><BR><B>Деньги с клиентов снимали со скоростью фотовспышки, а они и не возражали</B><BR>В минувший четверг газета "Деловой Петербург" и серия ее приложений "Бизнес Без Проблем" провели первое соревнование по организации и ведению бизнеса в рыночных условиях -- Fancy.<BR><BR>В отличие от всех прочих деловых игр, тестирующих людей на владение определенными навыками, умениями и знаниями, Fancy позволяет увидеть "бизнес целиком": как создается компания, как она развивается, как продает и продвигает свой товар, какими способами завоевывает потребителей и как борется с конкурентами, как справляется с трудностями и форс-мажорными ситуациями. И все это -- за 3 часа.<BR><BR><B>Правила игры</B><BR>По правилам Fancy участие в состязании принимают три-пять команд, каждая из которых состоит максимум из шести человек: генерального директора (руководителя), главного бухгалтера, секретаря, HR-менеджера, продавца и маркетолога. Команды выходят на рынок со своим товаром или услугой, которые им необходимо продать с максимальной для себя выгодой. Участникам Fancy разрешено использовать все методы, существующие в реальном бизнесе: прямые продажи, рекламные кампании, промо-акции и пр. Разрешено все, что не запрещено законом. Зрителям отведена роль потребителей соревнующихся команд. Рынок для соревнующихся -- это не только зрители, но и конкуренты из соседних команд и даже члены жюри. В составе жюри -- авторы изданий серии "Бизнес Без Проблем".<BR>В игре все, как в настоящей жизни, только условно. Деньги тоже условные -- не рубли, а ББПоны. У каждого зрителя бюджет 100 ББПонов -- покупай, что хочешь. Зрители Fancy -- их тоже 100 -- это топ-менеджеры и линейные руководители компаний.<BR><BR>18.00: началось!<BR>В первом Fancy соревновались три команды -- "Драйв" (компания "Алтек"), MC (компания MC-Bauchemie-Russia) и "РАД" (компания "РАД"). Соревнование проходило в магазине "Компьютерный мир" на пр. Энгельса. Игра началась как-то незаметно, и поначалу все было неспешно. Команды на столах раскладывали свои товары, а череда зрителей прохаживалась среди полок с компьютерами, любопытными взглядами оценивая происходящее. Всех сюрпризов игры не знал никто, кроме организаторов. Команды знали, что надо достичь наибольшей рентабельности и не нарваться на штрафы, а зрители знали, что ББПоны на рубли не обменяют, поэтому их можно смело тратить.<BR>Команда "Драйв" сделала ставку на шоу-бизнес -- игроки решили зарабатывать деньги на продаже билетов в развлекательные заведения Петербурга. Команда MC делала деньги "из воздуха": клиентов фотографировали на цифровую камеру, обещая через несколько дней прислать снимок по электронной почте, который можно вставить в специальную рамочку, тем самым увековечив радостный момент участия в первой игре Fancy. Деньги с клиентов снимали со скоростью фотовспышки.<BR>Игру в игре устроили участники команды "РАД", превратив свое игровое место в мини-казино. За определенное количество ББПонов можно было сыграть в рулетку или блэк-джек. Особо удачливым обещали футболки и стаканы с логотипом известного виски. Рулеточных игроков, поставивших на красное или черное, в случае выигрыша отправляли в "бар" -- угощали алкоголем и энергетическим напитком. Один мужчина на рулетке прокутил все свои ББПоны в надежде выиграть футболку с логотипом любимого напитка, но фортуна в тот раз была где-то далеко. Чтобы сгладить ощущение проигрыша, ему, "как постоянному клиенту", предложили проследовать в "бар".<BR>В реальной жизни эти компании занимаются другим делом ("РАД" реализует алкоголь, MC-Bauchemie-Russia -- сухие строительные смеси, "Алтек" разрабатывает ПО для автоматизации оконного производства), но выбор ими товаров для состязания был четко продуман с учетом именно потребительского рынка Fancy.<BR>Похоже, что в тот вечер собралось множество поклонников кинематографа. Команда "Драйв" неверно спрогнозировала спрос на билеты в кинотеатр -- за первые 15 минут игры предложенные 40 билетов растворились в толпе зрителей. Тогда бизнесом занялись некоторые зрители, предлагая команде выкупить билеты обратно, но уже совсем по другой цене.<BR><BR><B>18.30: истинное лицо</B><BR>Fancy начала показывать свое истинное лицо -- командам предложили первую "коллизию" из реальной жизни.<BR>Якобы из-за нарушения закона "О рекламе" по требованию МАП ведущий игры объявил о запрете использовать печатную рекламу. Через минуту игровые столы практически опустели -- исчезли прайс-листы, постеры и каталоги. Жюри пристально следило за действиями руководителей и маркетологов команд. Через несколько минут продавцы заголосили.<BR>Зрители начали ощущать, что атмосфера нагревается, и в их глазах зажегся огонек ажиотажа. Желание что-нибудь купить многократно возросло. Появились охотники торговаться. Очаровательный продавец "РАДа", поблескивая рожками, завлекал зрителей в "сети порока". Продавцы "Драйва" вели себя, как и положено продавцам шоу, шумно, используя свои вокальные данные и дуделки-свистелки.<BR><BR><B>19.00: бунт персонала</B><BR>Ведущий моделирует вторую ситуацию для HR-менеджеров и руководства -- продавцы команд потребовали двухкратного увеличения оплаты труда. По правилам можно либо удовлетворить их требования, либо уволить и взять нового сотрудника со "скамейки запасных".<BR>У "Драйва", по их мнению, продажи шли совсем неплохо, поэтому от бунтующего сотрудника избавились не задумываясь. Руководитель даже не захотел воспользоваться предложенным "запасным" игроком. Две другие команды предпочли не рушить штат.<BR>Все время игры "скамейка запасных" активно "продавала" себя в команды, предлагая вместе со своими резюме и конкретные рациональные предложения "по ходу действия". Но новых игроков команды не приняли. "Скамейка запасных" не сработала в игре, но сработала в жизни. Из команд к запасным никто не обращался. Но зато нам удалось "продать" двух участников в реальные фирмы", -- довольна генеральный директор рекрутинговой компании "Изумруд-РТК", тренер участников "скамейки запасных", Элеонора Сейранян.<BR><BR><B>19.30: пора на фронт</B><BR>Внезапно директоров команд призвали на военные сборы. Из двух возможных вариантов -- откупиться 300 ББПонами или все-таки пойти послужить Родине -- все руководители выбрали экономичный вариант, и, не успев сказать последнее "прости" коллегам, были тут же изолированы.<BR>А в это время к командам подкрались провокаторы. Под видом иностранцев (язык общения -- экзотический) они пытались объяснить секретарям команд, что жаждут встречи с директором. Некоторые секретари пытались объясниться с экстравагантным посетителем на английском, но фокус не прошел. Ни в одной команде гостя не поняли, так что секретарям команд еще есть в чем потренироваться.<BR><BR><B>20.00: ответная агрессия</B><BR>Ситуация потребовала креативных решений от маркетологов команд -- политика продаж должна быть изменена. Сказано -- сделано. Тут же активировались мероприятия сейлз-промоушена -- команды предложили скидки, спецпредложения, аукционы. Ничего нового, зато это работает.<BR>Наиболее интересной для всех собравшихся показалась ситуация, когда в компании обращаются недовольные клиенты (задача для продавцов). Уполномоченные подставные лица в роли неудовлетворенных клиентов подходили к командам и начинали "разборку". Продавцам предстояло принять удар на себя и продемонстрировать свое умение работать с возражениями. Испытание было серьезным, поскольку скандалисты сдаваться за одну только улыбку не собирались. У некоторых продавцов не выдерживали нервы. Одной из "возмущенных клиенток" чуть ли не судом пригрозили, чем вызвали негодование членов жюри.<BR>"Профессионализм заключается в том, чтобы не отвечать на давление ответной агрессией", -- прокомментировала поведение продавцов тренер-консультант компании "Персонал Тренинг" и один из "провокаторов" Fancy Елена Корба.<BR><BR><B>21.00: раздача слонов</B><BR>В течение 3 часов, пока длилась игра, не было и минуты покоя для всех ее участников. Еще одна "фишка" организаторов -- стимулировать общение между зрителями.<BR>Тем, кто соберет самое большое количество визиток гостей, полагался бесплатный ужин в ресторане. То и дело в разных концах зала была слышна незатейливая фраза: "Визитками не меняетесь?" Самые активные умудрились познакомиться почти с сотней людей, и шесть из них получили заветные приглашения на ужин.<BR>Прежде чем объявить лучшую бизнес-команду, жюри определяло лучшего по каждой профессии. Победа или поражение в профессиональном состязании каждого участника команды влияло на конечный результат: за лучшего по профессии команде начислялись дополнительные деньги, а вот за худшего -- наоборот, изымались. Все, как в жизни: профессионалы приносят компании прибыль, неумелые сотрудники -- убытки.<BR>Наибольшей рентабельности, с учетом всех факторов (налоги, штрафы и пр.), достигла команда "Драйв", и лучшим менеджером Fancy признан ее руководитель Александр Тещин -- "в миру" директор компании "Алтек". На втором месте -- команда МС и ее руководитель -- генеральный директор одноименной компании Александр Мондрус. Игорный бизнес команды "РАД" оказался убыточным, и она заняла третье место. Правда, у жюри были большие подозрения, что на самом-то деле убыточным это казино прошло только по "белой" бухгалтерии. Опять же как в жизни.<BR>Жюри подвело итоги, победителей объявили, и все разошлись. Как это принято говорить, уставшие, но довольные. Корреспондент "ДП" тоже был доволен -- в казино он выиграл граненый стакан. "Когда была объявлена эта игра, заседало жюри, оргкомитет, я не очень представляла, каким образом это может быть организовано, -- рассказала по окончании Fancy Марина Воронина, заместитель заведующего кафедрой правового обеспечения управления Санкт-Петербургской академии методов и техники управления, член жюри. -- Чем ближе подходило начало игры, тем больше вырисовывалась ее структура, люди, цели и задачи. Та игра, которая прошла, на мой взгляд, превзошла все ожидания по организации и стратегии. Трудно сказать, чего ей не достает, может, комфорта и азарта. Среди посетителей возникло неожиданное предложение, к которому жюри не было готово, -- создать конкурирующую компанию. Мы побоялись дезорганизовать всю игру и ушли от этого. Хотя это было бы интересно. Ситуации, которые моделировались в ходе соревнования, отражают реальную ситуацию на рынке. Менеджеры по продажам играли в настоящую игру, проявили настоящий характер, были искренними.<BR>Как покупатель, я почувствовала наибольшую агрессивность, в хорошем смысле этого слова, от команды "Драйв". Название соответствует их натиску. Но, скажем, человеческое обаяние больше исходило от МС. Игроки команды "РАД" проявили больший профессионализм и большую жесткость, наверное, это связано с деньгами".<BR>"Когда я узнал об этом бизнес-состязании, то решил проверить свою команду, коллег на прочность. Посмотреть, как мы будем действовать в нестандартных ситуациях, -- рассказывает Александр Мондрус, генеральный директор компании MC-Bauchemie-Russia. -- Я ожидал адреналина и новых ощущений, все это получил сполна. Чтобы победить в этой игре, необходимо быстро реагировать на все изменения".<BR>"Поднять бизнес на высокий уровень могут только профессионалы. И для того чтобы этот профессионализм развивался, нужна мода на него.<BR>Подобно тому, как спорт высших достижений популяризирует массовый спорт, физическую культуру, так и Fancy полезна для развития культа профессионализма в бизнесе", -- считает Андрей Лукин, президент ЗАО "Компьютерный мир".<BR>Слово fancy имеет несколько значений. Одно из них -- "выведение породы". Так что цель Fancy -- "выведение породы" новых эффективных менеджеров, тех, кто умеет качественно делать бизнес без проблем, справляться с любыми сложностями быстро и на подъеме.<BR>Сентябрьское состязание -- это только начало. Второе -- оно же первое "боевое" -- Fancy, с выдачей дипломов и наград, состоится 27 ноября.<BR><BR>...командой Fancy<BR><B>u Собрать команду из шести человек</B><BR><B>u Запастись товаром, азартом и уверенностью</B><BR>u Отправить заявку по e-mail: personal@dp.ru<BR><BR><B>Как</B><BR>стать...<BR>...зрителем Fancy<BR><B>u Зайти на сайт www.dp.ru/ fancy и заполнить он-лайн форму регистрации</B><BR>u Получив приглашение, взять 1000 рублей для обмена на ББПоны и прийти на Fancy<BR><BR><B>l Сеть магазинов</B><BR>"Компьютерный мир"<BR><B>предоставила помещение, оборудование, охрану</B><BR>l ЗАО "ЛАНК Телеком"<BR>организовало зону беспроводного доступа по технологии Wi-Fi, связав в сеть мобильные компьютеры участников состязания, а также обеспечило доступ в Интернет.<BR>"ЛАНК Телеком" обеспечил канал передачи данных, посредством которого в реальном времени происходила прямая интернет-трансляция состязания с семи веб-камер, установленных в помещении магазина "Компьютерный мир", на сайт www.dp.ru<BR>l Fujitsu-Siemens<BR><B>предоставила новейшие портативные компьютеры Fujitsu-Siemens с технологией Intel Centrino для жюри и команд</B><BR>l SkyLink<BR><B>обеспечила мобильную связь для команд</B><BR>l "Стэлс"<BR><B>мебель для команд</B><BR>l ООО "Надежда"<BR><B>вешалки</B><BR><B>l ЗАО "Торговая</B><BR>компания "РБД"<BR><B>кофе</B><BR>l Компания "Центавр"<BR><B>кофе</B><BR>l ООО "Энерго"<BR><B>кофе</B><BR>l ОАО "Хлебный дом"<BR><B>выпечка и сдоба</B><BR>l ООО "Самсон"<BR><B>питьевая вода</B><BR>l ООО "Снэк -- СПб"<BR><B>фишки к пиву</B><BR><B>l Василеостровская</B><BR><B>пивоварня</B><BR><B>пиво и квас</B><BR>l ресторан "Кавказ-бар"<BR><B>приз для зрителей</B>