"Первая помощь" ставит на открытый доступ

Вторая по величине аптечная сеть города меняет формат

<B>Вторая по величине аптечная сеть города меняет формат</B><BR>ЗАО "Первая помощь", владеющее 71 аптекой, открывает две последние точки с прилавочной торговлей. Руководство фирмы полагает, что фармацевтический рынок перенасыщен такими магазинами и теперь для выживания на нем необходимо менять формат. До конца следующего года компания переоборудует два десятка своих магазинов под суперфармы.<BR><BR>Также компания будет открывать новые аптеки, работающие в формате открытого доступа к товару, -- в ближайший год их откроется около десятка.<BR>Две последние аптеки "Первая помощь" с прилавочной торговлей будут открыты в течение ближайшего месяца (несколько дней назад уже была открыта аптека на Будапештской, 72).<BR>Как сообщил генеральный директор ЗАО "Первая помощь" Виталий Власов, в следующие несколько месяцев планируется открыть еще пять аптек -- сейчас идет отбор подходящих помещений, которые должны отвечать определенным требованиям. Площадь помещений должна быть не менее 170 м2, они должны располагаться в местах с большой проходимостью, например, возле станций метрополитена. Эти условия связаны с тем, что ЗАО "Первая помощь" намерено создать на этих площадках аптеки с открытой выкладкой. Кроме пяти новых, компания намерена переоборудовать более 20 ныне действующих собственных точек под аптечные супермаркеты. Первым таким проектом станет аптека на Владимирском проспекте, 16, на которой будут "обкатываться" новые технологии, в том числе и охранные системы. В каждую из аптек с открытой выкладкой товара будет инвестировано как минимум $250 тыс.<BR>По словам Виталия Власова, генерального директора ЗАО "Первая помощь", уровень конкуренции на розничном рынке медикаментов в Петербурге выше, чем в любом другом регионе России, включая Москву. Поэтому дальнейшее развитие этого рынка он видит в развитии крупных сетей за счет сокращения числа более мелких и отдельных аптек.<BR>Однако интенсивное создание аптечных супермаркетов, считает Виталий Власов, дает компании дополнительные конкурентные преимущества перед другими сетями. Ассортимент переоборудованных аптек будет расширен в сторону лечебно-косметической продукции.<BR><BR><B>Новый конкурент</B><BR>Вместе с освоением нового формата у сети появятся и новые конкуренты -- магазины косметики и парфюмерии, особенно магазины с открытой выкладкой, такие как "Спектр" и "Южный двор". По словам начальника отдела продаж компании "Южный двор" Дениса Кочкурова, новые аптеки и подобные магазины неизбежно будут пересекаться по ассортименту косметики и парфюмерии среднего ценового сегмента и выше. Сказать, как это отразится на продажах магазинов, считает Денис Кочкуров, пока сложно, нужно подождать, пока такие аптеки получат большое распространение.<BR><BR>"Как-то слишком быстро"<BR>В Петербурге сейчас работает пока один крупный аптечный супермаркет -- "Новая аптека", принадлежащая ООО "Фармацея". Отделы открытого доступа есть также в двух аптеках ЗАО "Петрофарм" (Невский, 83 и 22) и в трех аптеках ООО "Петрофарм" (Таврическая, 20, Гражданский, 118, и Захарьевская, 25). По мнению генерального директора ЗАО "Петрофарм" Татьяны Кургановой, создание таких отделов связано с желанием аптеки расширить ассортимент -- количество представленных единиц увеличивается в 2 раза. На столько же, по оценкам Татьяны Кургановой, увеличивается объем продаж.<BR>У ООО "Фармацея" также есть планы создания аптечных супермаркетов -- суперфармов. В ближайшие 2 года в городе появятся 4-6 таких аптек. Но Ольга Богачева, директор по связям с общественностью и рекламе холдинга "Эко-Феникс" (учредителя ООО "Фармацея"), сомневается в осуществимости планов ЗАО "Первая помощь". "Слишком большая цифра и слишком короткий срок", -- говорит она.<BR>В следующем году на Петербургский рынок планирует выйти крупнейшая аптечная сеть "36,6". Как сообщила заместитель генерального директора ЗАО "Аптеки 36,6" Татьяна Бабина, уже сформирована региональная политика компании и Петербург занимает в ней приоритетное место. Сейчас ЗАО "Аптеки 36,6" изучает рынок петербургской недвижимости. Именно от его предложений будет зависеть общий объем инвестиций в развитие сети. Компания, по словам Татьяны Бабиной, заинтересована в "пакетных" предложениях. "Целесообразно начинать осваивать новый рынок с нескольких точек, как минимум с пяти", -- считает она. Главным конкурентным преимуществом сети "36,6" является известность этой марки, тогда как "в Петербурге сети не имеют ярко выраженного брендирования", -- говорит Татьяна Бабина.<BR><BR><B>Боязнь воровства</B><BR>Илья Милевич, генеральный директор ЗАО "Фармакор" (крупнейшая аптечная сеть в городе), полагает, что рынок сейчас действительно близок к насыщению и выживать на нем смогут только компании, работающие в сетевом формате. В следующем году компания намерена снижать темпы наращивания сети. Но и экспериментировать с форматом своих аптек компания не намерена -- все новые точки будут аптеками с прилавочной торговлей. По мнению Ильи Милевича, при создании аптек с открытой выкладкой слишком большие расходы связаны с обеспечением безопасности -- сигнальные таблетки на всех товарах, видеокамеры и прочее оборудование. Особую статью расходов составляет доля товаров, которые посетителям все-таки удается украсть. В "Новой аптеке", например, воруют 0,7% от общего числа товаров.