Город расстается с топливным рынком

Смольный уходит из состава акционеров ПТК по малому

<B>Смольный уходит из состава акционеров ПТК по малому</B><BR>До конца года должны быть проданы 1,6% акций ЗАО "Петербургская топливная компания", находящихся в собственности города. Во время губернаторства Владимира Яковлева, несмотря на ряд противоречий между Смольным и руководством компании, ПТК обладала сильным лобби в городском правительстве. Новая команда, которая займет Смольный, после грядущих выборов может изменить правила игры на топливном рынке.<BR><BR>Согласно Распоряжению КУГИ №1103-р, вышедшему 7 августа, данный пакет акций должен быть приватизирован в III-IV кварталах 2003 г. Акции не могут быть проданы ниже 56,5 тыс. рублей.<BR>До середины 2001 г. город обладал 14,5% акций ЗАО ПТК, однако в результате эмиссии акций этот пакет был "размыт" до 1,6%. Фактически после того как ПТК выполнила возложенную на нее миссию, город не смог реализовать данный актив с выгодой для себя.<BR><BR>Судьба "Сургута"<BR>ПТК была создана в сентябре 1994 г. с подачи мэра Петербурга Анатолия Собчака. Практически с первого дня существования компания вела имущественные споры за городскую недвижимость с НК "Сургутнефтегаз". Анатолий Собчак негативно отнесся к указу Президента РФ о создании в России вертикально интегрированных нефтяных компаний. Согласно этому указу НК "Сургутнефтегаз" получала в Петербурге надел -- Киришский НПЗ, нефтебазы "Ручьи", "Леннефтепродукт", "Красный нефтяник" и розничную сеть АЗС "Нефто-Комби".<BR>Петербургская мэрия посчитала передачу нефтяникам городской собственности несправедливой и создала свою компанию -- ПТК. Руководители крупных промышленных и транспортных предприятий города приняли участие в учреждении ПТК, тем самым поддержав город в борьбе с нефтяниками.<BR>В состав учредителей ПТК вошли КУГИ Петербурга и более 15 известных предприятий, среди которых -- авиапредприятие "Пулково", Кировский завод, БМП.<BR>В результате многолетней борьбы ПТК перешла значительная часть активов и топ-менеджеров "Сургута". Последний сумел сохранить за собой лишь Киришский НПЗ. За время существования компании СМИ, несмотря на то что у руля компании находилось много известных людей (в том числе и ныне работающих в Администрации Президента), не раз проводили параллель между ПТК и тамбовской ОПГ. Владимир Кумарин, которого в прессе называли лидером "тамбовцев", в конце 90-х занимал должность вице-президента ПТК.<BR>К этому времени на городском розничном топливном рынке сформировалась настоящая конкурентная среда. Фактически к этому моменту миссию ПТК (с точки зрения Смольного) можно было считать выполненной.<BR><BR><B>Топливный кризис</B><BR>В конце 90-х прошлого века ПТК оказалась в эпицентре скандала. Во время топливного кризиса чиновники Смольного (уже из команды Владимира Яковлева) смогли договориться о гарантированных поставках топлива от НК "Сургутнефтегаз". В качестве уполномоченного получателя и распространителя этого топлива была выбрана ПТК, ответственным за это направление был вице-губернатор Юрий Антонов, одновременно входивший в совет директоров ПТК. Многие участники топливного рынка с таким подходом не согласились. Дело дошло до подозрения Юрия Антонова в необоснованном лоббизме и обращении в прокуратуру (см. "ДП" №186/2000, www.dp.ru).<BR>После этого в 2001 г. губернатор Владимир Яковлев принял решение продать принадлежащий городу пакет акций ПТК, так как реально 14,5% акций не позволяли влиять на политику компаний. Оставшиеся акционеры провели эмиссию акций (Смольному также было сделано предложение поучаствовать в ней), в результате чего доля города уменьшилась до 1,6%. Свои действия они объяснили тем, что возникла возможность проникновения в компанию конкурирующих структур. В начале 2003 г. Юрий Антонов занял пост вице-президента ПТК.<BR><BR><B>Неясное будущее</B><BR>Новая команда чиновников Смольного может изменить ситуацию на топливном рынке. За эти годы вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) не смогли завоевать петербургский рынок, несмотря на многократные обещания.<BR>До сих пор более 50% розничного рынка в Петербурге принадлежит операторам, не имеющим собственной добычи и переработки нефти. При этом практически всем операторам было сделано предложение о покупке сетей АЗС от ВИНКов. Однако с крупнейшими -- ПТК, "Фаэтоном", "Балт-Трейдом" -- так договориться и не удалось. Сейчас местные, в основном независимые участники рынка ратуют за принятие Смольным программы строительства АЗС.<BR>Принятие этой программы поможет им сохранить бизнес и стоимость своих сетей АЗС. В противном случае ВИНКи смогут начать активно строить свои АЗС (в том числе прямо напротив существующих АЗС) и ограничить продажу топлива независимым операторам, заставив их тем самым покинуть рынок.