Лазерные шоу витают в облаках

Про юбилейное шоу Хиро Ямагата говорили всякое, обычно в связи с ним упоминая цифру в $1 млн. Впрочем, слухи и кулуарные разговоры увеличивали эту сумму до $4 млн и даже $6 млн.

<BR><BR>Про юбилейное шоу Хиро Ямагата говорили всякое, обычно в связи с ним упоминая цифру в $1 млн. Впрочем, слухи и кулуарные разговоры увеличивали эту сумму до $4 млн и даже $6 млн.<BR><BR>Однако местные спецы по лазерным эффектам считают, что все то же самое и даже лучше можно было сделать и за гораздо меньшие деньги (кто-то говорит о $500 тысячах, а кто-то -- вообще о $300 тысячах), если бы шоу делали российские компании.<BR>Впрочем, самого японца никто особенно не винит. Потому что в узких лазерных кругах акватория Невы пользуется мистической славой. Михаил Масленников, уже много лет занимающийся организацией подобных шоу, утверждает, что за последние 6 лет не помнит ни одной удачной попытки проведения здесь лазерных представлений. Михаил считает, что для удачного проведения лазерного мероприятия на акватории нужен "какой-то нестандартный подход".<BR>Генеральный директор компании "Лаборатория пространств" Александр Болдуин от мистики не отказывается, но по опыту своей фирмы утверждает, что у них-то все здесь неоднократно получалось.<BR><BR><B>Лазермены</B><BR>Компаний в Петербурге, которые реально занимаются проведением лазерных шоу, не больше полудюжины. Помимо Масленникова и "Лаборатории Пространств" в лазерном шоу-бизнесе работают "Лазершанс", "Лазермастер" и др. О емкости местного рынка можно судить хотя бы по тому обстоятельству, что лазермены зарабатывают не только при помощи разнообразных лучей. Кто-то торгует телевизорами, а Михаил Масленников по совместительству является главным специалистом Мюзик-холла.<BR>Точную дату проведения самого первого шоу никто из профи назвать не может. Потому что просто не помнит. Называют и 1991, и 1989 год; но вполне возможно, что пришествие лазеров произошло и в более древние времена. Одним из первых лазер появился на театральной площадке Мюзик-холла и в Планетарии, где проводились Rave Party.<BR>О тех временах лазерные бизнесмены вспоминают с нескрываемой ностальгией. Потому что в начале 1990-х годов лазерные представления можно было увидеть несколько раз в неделю в нескольких местах одновременно. Сейчас -- не чаще 1-2 раз в месяц.<BR><B>Идеал</B><BR>Делать лазерное шоу на открытом воздухе в Петербурге -- всегда хлопотно. Слишком редко в городе сходятся вместе все необходимые факторы. Идеальная погода -- безветренная безлунная ночь. "Безлунная" в том смысле, что небо закрыто облаками и ничто не мешает восприятию шоу. Кроме того, Александр Болдуин считает совсем не лишним присутствие тумана: благодаря наличию в воздухе водной взвеси лазерные лучи становятся более эффектными.<BR>У замкнутого пространства -- свои плюсы и минусы. С одной стороны, погоду там можно сделать какую угодно, с другой -- в дело вступает человеческий фактор. "Человеческий фактор влияет еще как! Для проведения лазерного шоу используются специальные зеркала, каждое из которых стоит по $200. А посетители клуба -- кто рекламную наклейку прилепит, кто одежду повесит", -- живописует Александр Болдуин.<BR>Петербургские фирмы используют в своей работе как российское, так и импортное оборудование. Правда, отечественную аппаратуру (ее делают и в ГОИ, и на одном из предприятий Рязани) пускают в дело, как правило, после определенных конструктивных изменений.<BR>В результате оборудование, необходимое для устройства небольшого "светопредставления" в клубе, обойдется в $10 тысяч и более. На воздухе -- больше и дороже.<BR>Михаил Масленников до сих пор вспоминает, как тяжко было тащить оборудование на звонницу Петропавловского собора, а еще почему-то писать текст на иврите, не зная соответствующего языка.<BR><BR><B>Рекламное облако</B><BR>Заказчиков лазерных представлений можно разделить на три основныe категории: продюсеры -- для концертов, менеджеры по рекламе -- для промоушена своих фирм и городские власти -- на день города или же по другим значительным поводам. Изредка лазерное шоу заказывают себе и частные лица, например, на день рождения. При этом 9 из 10 потенциальных клиентов, увидев подробную смету, отказываются от своих лазерных притязаний. Расценки очень разнятся, но в среднем за вечеринку в клубе просят от $500, лазерная рекламная акция стоит до $5 тысяч, а большой концерт может обойтись еще дороже. К примеру, говорят, что лазеры для группы Space в октябре прошлого года обошлись в $7,5 тысяч.<BR>На концертных площадках местных лазерщиков ощутимо теснят москвичи. Столичным продюсерам, организующим большие российские туры, удобнее привлекать своих земляков. Столкнувшись с такой практикой, некоторые петербургские фирмы даже перебрались в столицу. Другие же в свою очередь организуют экспансию в регионы, организуя шоу от Калининграда до Сибири. Так, "Лаборатория пространств" проводила одно из своих шоу на фестивале искусств в Калининграде. Говорят, лазерные лучи были видны за 25 км от самого мероприятия.<BR>Клубные лазерные зрелища регулярно можно увидеть, пожалуй, лишь в "Территории Ультра", "Тоннеле" и пр. Лазерные же рекламные акции тоже лицезреть можно нечасто. Александр Болдуин говорит, что его компания проводит подобные не чаще 1 раза в месяц, иногда раз в полгода. Большим спросом пользуются "лазерные шоу на облаках" (с помощью лазерной графики изобразить логотип фирмы).<BR>Представители лазерных компаний объясняют, что если сделать надпись на облаке -- не вопрос, то гарантировать наличие самого облака они не могут. Несмотря на это, некоторые заказчики хотят именно на облаках и никак иначе. "Одно из самых запомнившихся мне зрелищ -- лазерное шоу, которые мы проводили еще на праздновании 5-летия компании "ПетерСтар". Мероприятие проходило напротив Гостиного двора. Шоу продолжалось часа 4, лазерные картинки проецировались не только на здание, но и на асфальт. Наверное, все было довольно зрелищно. Во всяком случае две иномарки так "загляделись" на шоу, что столкнулись друг с другом", -- вспоминает Александр.<BR><BR><B>Юбилейные последствия</B><BR>Лазерный мир тесен, все в нем друг друга знают. И тот же Хиро Ямагата пользуется среди них определенным авторитетом. "Узнав, что японец будет проводить свое шоу на акватории Невы, я обрадовался. Хотя задолго до этого я сам предлагал организаторам юбилея устроить лазерное шоу. Мне ответили: устраивайте, ради Бога, только денег мы Вам выделить не можем. Все местные деньги уже распределены", -- рассказывает Александр Болдуин.<BR>А вот Михаил Масленников, как только увидел рекламную афишу лазерного шоу Хиро Ямагата, понял -- ничего у японца не получится. Хотя он и не отрицает, что Хиро имеет определенный вес. Но скорее как художник, мастер перформанса, использующий лазеры. "Но это человек, который "засветился" на Западе. Его имя у многих на слуху", -- резонно предполагает Михаил по поводу того, почему все-таки пригласили Хиро. И добавляет, что о влиянии шоу Ямагата на портфель заказов петербургских лазерных фирм говорить пока рано: "Я думаю, городские власти приобрели свежую порцию скептицизма по использованию лазеров для городских мероприятий, точнее, по вопросам финансирования таких шоу. Продюсеры, скорее всего, не изменят объем своих заказов. А рекламщики, пожалуй, на какое-то время уменьшат свой глобализм". (Н.Б.)