Макароны меняют имидж, а макаронщики -- рынок

Производители макарон охотятся за потребителем, наращивая активы и мощности

<BR><BR><B>Производители макарон охотятся за потребителем, наращивая активы и мощности</B><BR>Снижение темпов роста рынка макаронных изделий заставляет производителей вкладывать дополнительные средства в развитие бизнеса.<BR>В конечном итоге подобная тактика приведет к укрупнению сильных игроков и уходу слабых.<BR><BR>Причем перераздел рынка и консолидация активов уже начались. Так, весной 2003 года агрохолдинг "Агрос" поменял у группы "Ленстройматериалы" 44% акций ОАО "Ленинградский комбинат хлебопродуктов им. С.М. Кирова" на 90% акций ОАО "1-ая петербургская макаронная фабрика". Вторым приобретением АПК "Агрос" стала московская макаронная фабрика "Экстра М".<BR>Таким образом, "Агрос" занял лидирующую позицию на российском рынке макаронных изделий -- предприятия входят в первую тройку по объемам производства (по данным ЦК "Ирбис", их суммарная доля на рынке в 2001 году составила 13%).<BR>Подобные изменения происходят и на сибирском рынке. В первой половине июня 2003 года группа компаний "Фактор" завершила консолидацию контрольного пакета акций ОАО "Новосибирская макаронная фабрика". Увеличив производство в 2 раза, "Фактор" намерен стать компанией №1 в Сибири. Кроме того, в планах Группы -- запустить новый федеральный бренд в премиум-классе. Партнером "Фактора" выступит компания "Алтайские макароны".<BR><BR><B>Психология продукта</B><BR>Более 2 лет рынок макаронных изделий замедляет темпы развития. Если в 1999 году его годовой прирост составил более 22%, то в 2002 году -- только 12%. Причина падения темпов кроется не столько в конъюнктуре рынка, сколько в самом продукте. Долгие годы макароны оставались основным блюдом россиян и закрепились в сознании как продукт для малообеспеченных. Поэтому с улучшением благосостояния и наблюдается снижение спроса.<BR>Для того чтобы сломать устоявшийся образ продукта, операторы расширяют ассортимент и разрабатывают премиальный сегмент рынка, движение в который предполагает развитие и продвижение торговых марок, улучшение качества и упаковки. Марочная макаронная продукция на российском рынке занимает чуть более 40% производимых макаронных изделий. Рост сектора происходит в основном за счет сокращения доли небрендированных весовых макарон. Однако, как замечают аналитики из GfK, за последние 3 года сектор нефасованных макаронных изделий сократился только на 5%.<BR><BR><B>Тактика</B><BR>Первые тактические шаги, направленные на изменение ситуации на рынке, производители макаронных изделий сделали в конце 2002 года. Тогда лидеры отрасли -- ОАО "Челябинская макаронная фабрика "Макфа" и ОАО "Экстра М" -- объявили о запуске новой ассортиментной линейки. В 2003 году ассортиментная линейка челябинской компании "Макфа" насчитывает более 30 наименований, московской "Экстра М" -- 46, самарской фабрики "Верола" -- более 70.<BR>Одновременно с увеличением продуктовых позиций производители наращивают мощности. На сибирском рынке активизировались лидеры региона -- ОАО "Алтайские макароны" и ООО "Поспелихинская макаронная фабрика" (холдинг "Алтан", Барнаул). Инвестируя в развитие, алтайцы надеются не только увеличить присутствие в Зауралье, но и начать экспансию в европейскую часть России.<BR>Увеличить объемы производства намерена и "1-ая петербургская макаронная фабрика", и "Вермани" из Нижнего Новгорода. В планах последней -- освоение рынков Северо-Запада, Таджикистана, Узбекистана и Азербайджана, а также расширение присутствия в Сибири.<BR><BR><B>Вермишельная конкуренция</B><BR>Производители считают, что причиной падения спроса на традиционные макаронные изделия (спагетти, лапшу, вермишель, рожки, перья, ракушки и пр.) также является конкуренция со стороны группы продуктов-заменителей -- картофеля и продуктов быстрого приготовления (вермишели, супов и каш), спрос на которые увеличивается из года в год. Данные Госкомстата показывают, что в рационе россиян за 10 лет доля картофеля возросла на 35%.<BR>Рост сектора вермишели быстрого приготовления в 2000 и 2001 годах составил примерно 70%. Высокие темпы развития сектора обусловлены приходом новых зарубежных (в основном азиатских) и российских игроков.<BR>Запустив в 1999 году под Серпуховом завод мощностью 360 млн пачек в год, на рынок макаронных изделий вышла компания DHV-S (марка "Роллтон"). Через год российско-вьетнамская компания "Рамиоли" (марка King Lion) открыла вторую фабрику в Подмосковье (120 млн пачек в год).<BR>Мощности своего владимирского предприятия также увеличило и ООО "Анаком", а в 2001 году компания построила новую фабрику в Новосибирске. В 2002 году в России работало около 20 предприятий по выпуску вермишели быстрого приготовления, основная часть из которых сосредоточилась в Центральном регионе.<BR>Производители отмечают, что в секторе вермишели быстрого приготовления с 2002 года предложение превышает спрос. Это отразилось на динамике сектора, рост которого замедлился и составил 15%. Аналитики из "Бизнес-эксперт К" считают, что в ближайшие 2-3 года выпуск вермишели быстрого приготовления будет увеличиваться в среднем на 8-10%. Ё<BR><BR><B>справка</B><BR>Настоящие итальянские макароны производятся из муки твердой пшеницы, которая отличается от хлебопекарной большим содержанием белка и крупитчатой структурой. Использование мягкой пшеницы для производства макарон в Италии, Франции и Греции запрещено специально установленным декретом.<BR>В России на макаронные изделия из твердых сортов пшеницы приходится не более 30% от общего объема производства, что связано с нехваткой сырьевых ресурсов и отсутствием необходимого технологического оборудования на большинстве фабрик.<BR>Пшеницу твердых сортов выращивают в Курской, Волгоградской, Саратовской, Оренбургской, Курганской, Омской областях и на Алтае.<BR>Лидерами российского рынка макарон из твердосортной пшеницы в 2002 году были "Макфа", "Алтан", "Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича", "Вермани" и "1-ая петербургская макаронная фабрика", суммарная доля которых составляет около 80% данного сектора. Остальная доля принадлежит продукции итальянских компаний Рasta Zara, Semolina, Federici S.P.A.<BR><BR>Макаронные изделия выпускаются во всех российских регионах, но распределение производства неравномерно. Так, в 2001 году на Центральный регион приходилось около 36% от общероссийского объема производства, тогда как на Дальний Восток всего 1,3%.<BR><BR>В 2002 году в России насчитывалось около 130 средних и крупных компаний, специализирующихся только на производстве макаронных изделий, и около 150 предприятий, которые выпускают макаронные изделия наряду с другими продуктами питания. Из них более 50 -- в Петербурге.