"Ленком" считает, что возвращаться -- хорошая примета

Сладкое слово "антреприза" в последние 10 лет заслонило от публики славу российских государственных театров. И лишь счастливые избранники фортуны бестрепетно выдерживают натиск летучих сборных актерских команд. В ДК им. Ленсовета сегодня начались гастроли

<BR><BR>Сладкое слово "антреприза" в последние 10 лет заслонило от публики славу российских государственных театров. И лишь счастливые избранники фортуны бестрепетно выдерживают натиск летучих сборных актерских команд. В ДК им. Ленсовета сегодня начались гастроли московского "Ленкома".<BR>Первый среди государственных театров, сравнявшихся с антрепризой, -- "Ленком". Недаром ему даже не пришлось менять имя в новейшие времена, когда все наперебой переименовывались и перелицовывались, открещиваясь от советского прошлого. Марк Захаров и его команда и в те времена не ассоциировались с ленинским комсомолом. Они были не комсомольцами, а пионерами: возмутителями спокойствия, первопроходцами, легкими на ногу, голосистыми и мускулистыми. А художественный руководитель "Ленкома" ничуть не отставал от своих артистов, которых собирал, словно драгоценный букет. Своим энергичным профилем, клетчатым пиджаком и мрачным юмором, столь контрастировавшим с молодежной энергетикой спектаклей, он завоевал сердца зрителей, став одним из немногих режиссеров-звезд.<BR><BR><B>Звезда с звездою говорит</B><BR>Действительно, режиссер -- это, вообще-то, человек не публичный. Иные даже сторонятся прессы, телекамер. Из старшего поколения свет софитов выдерживают лишь Роман Виктюк да Марк Захаров. Последнему помогает, конечно, колоссальный опыт телевизионной режиссуры. В золотое ленкомовское время театр и телевидение под крылом Марка Захарова составляли своеобразный холдинг.<BR>Бессменная примадонна труппы Инна Чурикова пришла в театр, едва-едва дебютировав на киноэкране. От героини "Тиля" до Аркадиной и Филумены Мартурано (в дуэте с Арменом Джигарханяном) -- таков ее диапазон. В начале пути рядом с молодой актрисой были Татьяна Пельтцер и Евгений Леонов. Сегодня роль аксакалов приходится брать на себя вчерашним звездным мальчикам. Александр Абдулов и Николай Караченцов, Александр Збруев и Олег Янковский -- вот главные стратегические запасы театра.<BR>И в спектаклях, которые театр покажет на гастролях в Петербурге (с 20 июня по 6 июля на сцене ДК Ленсовета), именно они -- на первом плане. Для них сочинял пьесы, увы, безвременно ушедший драматург Григорий Горин, который тоже был в своем роде звездой, поскольку его узнавали не только по блестящим диалогам, но и по голосу. Последняя из пьес -- "Шут Балакирев", остроумная и ядовитая притча о политиках и лакеях -- была поставлена уже после смерти автора. Но успех имеет колоссальный. Причем принимают спектакль как простые зрители, так и властные структуры. Накануне гастролей спектакль удостоился Государственной премии России. Чему, конечно, способствовал не только сюжет. Олег Янковский (Петр) и Николай Караченцов (Меншиков) делают спектакль неотразимым.<BR><BR>"Я тебя никогда не забуду"<BR>Новое поколение ленкомовских артистов пользуется не меньшей популярностью. Когда в комедии Бомарше "Женитьба Фигаро" играла огненнокудрая Амалия Мордвинова и неотразимый красавец Александр Лазарев-мл., глаза у зрителей разбегались. Мордвинова, увы, из театра ушла, создав свою антрепризу, зато в настоящую комедийную актрису выросла третья участница того спектакля -- Александра Захарова. Которая теперь играет не только герцогиню, но и императрицу Екатерину. Рядом с ней на сцене -- для петербуржцев впервые -- будет играть Мария Миронова. Злые языки называют "Ленком" театром детей, но Марка Захарова это не пугает. Режиссер так строит свой театр, что у старшего поколения нет времени отдыхать. Им все время кто-то жарко дышит в затылок, так что надо постоянно быть в форме, дерзать и выдумывать что-то новое.