Дряхлеющая промышленность еще протягивает ножки по одежке

На российских заводах и фабриках затраты растут быстрее производительности труда

<BR><BR><B>На российских заводах и фабриках затраты растут быстрее производительности труда</B><BR>Производители промышленной продукции поднимают цены, чтобы сохранить рентабельность.<BR><BR>Но скоро они достигнут предела, и тогда останется только одно -- снижать себестоимость.<BR>Еще год назад статистика фиксировала рост рентабельности петербургских компаний и количества прибыльных предприятий во всех отраслях промышленности. А с середины 2002 года начало расти количество убыточных фирм (см. табл.). При этом замедлился рост рентабельности.<BR>Главная причина происходящего -- в быстром увеличении производственных затрат и снижении темпов роста отпускных цен (см. табл.). Возникает ситуация, при которой прибыль получает та компания, которой удается если не снизить себестоимость, то хотя бы сдержать ее рост. А расти она будет, и с каждым годом все быстрее.<BR><BR><B>Энергозатраты</B><BR>Средняя доля затрат на электроэнергию и энергоносители в промышленности составляет около 16%, а для сырьевых отраслей она колеблется в интервале 10-30%.<BR>И хотя эти цифры близки к современному уровню заграничных предприятий, аналогия обманчива. Российские тарифы на энергию и носители (например, газ) в 1,5-2,5 раза ниже мировых цен. Энергоемкость российских предприятий, как правило, выше аналогичных производств за границей в 2-3 раза. Общая зависимость здесь такова: чем старее оборудование и технологии на предприятии, тем выше энергозатраты.<BR>Получается, что многие годы именно российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК) низкими ценами обеспечивал конкурентоспособность отечественного металла, древесины, целлюлозы и другого сырья на внешнем рынке.<BR>Но ситуация стремительно меняется. Инвестиционные потребности РАО "ЕЭС России" и ОАО "Газпром" находят понимание в Правительстве России. И, похоже, отечественным промышленникам будет все сложнее сдерживать повышение тарифов на энергоносители (см. табл.).<BR><BR><B>Транспортная</B><BR><B>составляющая</B><BR>Вторая по значимости статья расходов -- транспортная -- снижению поддается плохо. Основные грузопотоки в России устремлены с запада на восток. И в этом направлении грузоотправителей вне конкуренции обслуживают железные дороги. На их долю приходится более 80% грузооборота. И рост тарифов на железнодорожные перевозки увеличивает удельный вес этих затрат в структуре себестоимости товара. В 2001 и 2002 годах тарифы на железнодорожные грузоперевозки росли быстрее всех (см. табл.). Пропорционально увеличилась и доля этих расходов в себестоимости товара.<BR>Если учесть, что по итогам 2001 года убытки железнодорожной отрасли составили 56 млрд рублей, а в 2002 году -- 54 млрд рублей, то ожидать снижения тарифных аппетитов железнодорожников не приходится. В 2003 году МПС РФ выберет лимит роста тарифов как минимум в 14%, установленный при формировании федерального бюджета России на текущий год. Так что в перспективе на транспортных расходах отечественные промышленники не сэкономят.<BR><BR><B>Затраты на персонал</B><BR>Персонал -- наиболее гибкий фактор производства. И, пожалуй, единственный, благодаря которому предприниматель может сдерживать рост себестоимости -- достаточно не поднимать зарплату. Побочный эффект этого -- в среднесрочной перспективе рост текучести кадров. И рост расходов, связанных с пополнением штата. Они минимальны, и особого внимания им никто не уделяет. Доля трудозатрат в себестоимости промышленных предприятий составляет 10,4% (см. табл.). С 2001 года она устойчиво растет. К началу 2003 года средний размер зарплаты работников промышленных предприятий превысил 6 тысяч рублей в месяц, то есть около 180 евро в месяц.<BR>Для сравнения: в Германии зарплата людей, занятых в промышленности, более чем в 20 раз выше. Так, в 2002 году среднемесячная начисленная заработная плата немецких работников на заводах и фабриках составила 3627 евро в месяц. Правда, производительность труда там тоже выше, чем в России. Из-за этого доля трудозатрат в себестоимости продукции германских предприятий сопоставима с российской.<BR>Главная проблема отечественной промышленности в том, что производительность труда в ней растет медленнее зарплат (см. табл.). И, как следствие, увеличивается доля трудозатрат.<BR><BR><B>На чем сэкономить</B><BR>Под влиянием внешних факторов разрыв между Россией и европейскими странами по транспортным расходам и энергопотреблению будет сокращаться. Хотя цены на энергию при существующих темпах роста еще 3-4 года будут отставать от мирового уровня. <BR>В это время предприятия могут заняться внедрением современных технологий, которые позволят снизить энерго- и трудозатраты в себестоимости продукции.<BR>Правда, при этом начнет расти доля амортизационных отчислений. Пока же в большинстве отраслей промышленности амортизационные отчисления стабильно сокращаются. Исключение составляет только пищевая промышленность (см. табл.). Собственно, там и происходит массовое обновление производственных фондов.<BR>