Банки оценивают улов

Рыбакам необходим ликвидный финансовый инструмент, который мог бы служить обеспечением кредита. Именно этим инструментом и могли бы стать квоты вылова рыбы.

<BR><BR>Рыбакам необходим ликвидный финансовый инструмент, который мог бы служить обеспечением кредита. Именно этим инструментом и могли бы стать квоты вылова рыбы.<BR><BR>Специфика рыбной отрасли такова, что большая часть основных производственных фондов -- это флот. Цена среднетоннажного траулера составляет порядка $10 млн. Соответственно, для того чтобы обновить флот, фирме зачастую необходимо воспользоваться кредитом банка. Тут возникает вопрос об обеспечении кредита, в качестве которого рыболовецкое хозяйство может предложить только еще не выловленную рыбу.<BR><BR><B>Судостроители -- за</B><BR>"Это замечательно, если квоты будут официально признаны чем-то вроде финансовых инструментов, хотя бы имеющих ограниченный рынок, -- комментирует Николай Савин, финансовый директор ОАО "Выборгский судостроительный завод". -- Это позволит строить больше новых рыболовецких судов. Конечно, многое будет зависеть от срока действия квоты: чем более длительный срок действия они будут иметь, тем они будут привлекательнее".<BR><BR><B>Банкиры -- размышляют</B><BR>Передставители банковского сектора экономики разошлись в оценках. По мнению Дмитрия Знаменского, заместителя председателя правления ОАО "Банк "Санкт-Петербург", в принципе, выдача кредитов под рыбные квоты возможна, но пока непонятно, насколько ликвидными они являются. "Квоту получает конкретное рыболовецкое хозяйство, -- поясняет "ДП" Сергей Давыдкин, директор кредитно-инвестиционной дирекции ОАО "Банк "Санкт-Петербург". -- Статус рыбной квоты пока неизвестен".<BR>"С кредитованием под рыбные квоты мы еще не сталкивались, но если они будут признаны хорошим обеспечением, то использовать их вполне реально", -- уверен главный экономист отдела кредитования ОАО "Российский банк развития" Сергей Воеводин.<BR>В ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" считают иначе: "Квоты -- это не имущество, а право. Мы выдаем кредиты только под имущество. В принципе, есть такой вид обеспечения -- урожай будущего периода. Но, скорее всего, банки будут работать с квотами, если страховые компании согласятся их страховать".<BR><BR><B>Страховщики считают риски</B><BR>Александр Смирнов, начальник управления страхования ответственности и промышленных рисков ОАО "Генеральная страховая компания", считает, что сначала этот вид страхования должен быть оформлен законодательно. "Кто возьмется за такое страхование, сказать сейчас сложно. Слишком много в нем субъективного. Сначала компаниям нужно будет оценить привлекательность и уровень риска такого страхования", -- комментирует Александр Смирнов.<BR><BR><BR><B>КОММЕНТАРИИ</B><BR><BR>Алексей Скородумов, генеральный директор ООО "Приморский рыбак":<BR>"Весь наш флот постройки 50-х годов, в то время как средний срок эксплуатации судна составляет 17 лет. Так что, можно сказать, работаем на энтузиазме. Банки под наше дело деньги давать не торопятся. Если получается взять кредит, то это скорее кредит "под имя". Конечно, это очень привлекательно для нас, если банки будут принимать в качестве обеспечения рыбные квоты. В первую очередь, это поможет нам обновить флот".<BR><BR>Радион Сафин, генеральный директор ООО "Радэкс":<BR>"Сейчас в рыболовецком деле применяется только кредитование под залог кораблей при условии того, что они застрахованы. Практически весь рыболовный флот в Ленинградской области изношен. В Санкт-Петербурге и Ленобласти такое кредитование наверняка будет интересно многим хозяйствам. Я думаю, это очень удачная идея. Рынка квот сейчас не существует. Бывает, что квоту просто отдают, а ее стоимость определяют, когда становится известен улов".<BR><BR>Леонид Кузьмин, директор по маркетингу ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь":<BR>"Если рыбные квоты помогут заказчику получить кредит, то мы готовы начать строительство. Конечно, квоты в таком случае должны даваться на срок окупаемости судна. Траулер проекта 13270 стоит около $10-11 млн, а окупается примерно за 7 лет".