00:0030 мая 200300:00
33просмотров
00:0030 мая 2003
Официальные переговоры между представителями министерств иностранных дел России и Финляндии по поводу возобновления безвизового круизного сообщения не принесли результата. На завершившихся консультациях в Хельсинки не было решено главное -- какие суда счи
<BR><BR>Официальные переговоры между представителями министерств иностранных дел России и Финляндии по поводу возобновления безвизового круизного сообщения не принесли результата. На завершившихся консультациях в Хельсинки не было решено главное -- какие суда считать круизными.<BR><BR>Переговоры понадобились, поскольку больше месяца не выполняется федеральный Закон "О внесении изменений в федеральный Закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", согласно которому с 14 апреля 2003 года пассажирам круизных судов разрешено безвизовое пребывание в России до 72 часов.<BR><BR><B>Без визы нет круиза</B><BR>Еще в августе 2002 года финская компания "Силья Лайн" намеревалась открыть морскую круизную линию Петербург -- Хельсинки. По словам Игоря Глухова, заместителя генерального директора ЗАО "Инфлот Ворлдвайд Санкт-Петербург" (петербургский агент "Силья Лайн"), планировалось, что круизный теплоход "Силья Опера" с финскими туристами на борту будет осуществлять рейсы 2 раза в неделю.<BR>Первоначально предполагалось, что услугами "Силья Опера" будут пользоваться туристы, следующие из Финляндии (без смены пассажиров в порту), а с декабря судно начало бы работать в режиме парома.<BR>Однако 22 августа 2002 года Посольство РФ в Финляндии направило в МИД Финляндии ноту, в которой сообщило, что пассажирам финских теплоходов для схода на берег необходимо иметь российские визы, поскольку в соответствии с российским законодательством, международной практикой и соглашениями маршруты этих судоходных компаний не подпадают под круизные и безвизовые. В связи с этим "Силья Лайн" отменила все запланированные рейсы в Петербург.<BR><BR><B>Круизы в законе</B><BR>Внедрение практики безвизовых поездок финских туристов в Выборг, Санкт-Петербург, Ленинградскую область и в Карелию началось в 1963 году, после выхода Постановления Совета Министров СССР о безвизовом режиме.<BR>В 1965 году в Лондоне была подписана Конвенция по облегчению международного морского судоходства, участниками которой являются и Россия, и Финляндия. Для стран -- участников этой Конвенции она является основным нормативным актом, определяющим международные морские сообщения. В 1990 году вступило в силу Соглашение "О пассажирском движении по Сайменскому каналу, арендуемой Финляндской республикой у СССР территории до Выборга или транзитом в открытое море", отмененное в 2002 году.<BR>По мнению руководителя консульским отделом Посольства РФ в Финляндии Юрия Волкова, вопрос о правомерности безвизового посещения финнами Санкт-Петербурга и Выборга возник после того, как Финляндия вступила в Шенгенский союз.<BR><BR><B>Собака на сене</B><BR>Между тем теплоходы "Кристина Круиз" перевозили около 85% туристов, прибывавших в Ленинградскую область морем. "Силья Лайн" в 2002-2003 годах планировала около 120 заходов судов в порт Петербурга, что увеличило бы пассажиропоток в порту на 70%, или на 120 тысяч человек. В среднем один заход судна приносит $150-200 тысяч. Кроме того, по статистике каждый круизный турист тратит в порту пребывания более $100 в сутки.<BR>По оценке Игоря Глухова, Петербург с августа 2002 года по сегодняшний день недополучил более $20 млн, а в администрации Ленинградской области говорят о $12 млн в год, изъятых из оборота Выборга в результате отмены круизных маршрутов.<BR>"Есть принцип взаимности, которым мы руководствуемся, -- объясняет Юрий Волков. -- Мы со своей стороны неоднократно делали послабления для финских туристов, предлагали и продолжаем предлагать финской стороне ряд мер по упрощению визового режима и снижению стоимости виз. В прошлом году до начала рекламной кампании рейсов на Петербург я также встречался с представителем компании "Силья Лайн", и мы поднимали с ним вопрос безвизового въезда для туристов этого рейса. К сожалению, финская сторона так и не пошла нам навстречу".<BR><BR>Круиз или не круиз?<BR>В настоящее время основным камнем преткновения является понятие международного круиза. Российский Закон "О внесении изменений в федеральный Закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в случае, когда речь идет о круизных судах, ссылается на порядок, установленный Правительством РФ. Однако такой порядок до сих пор не установлен. В тексте вышеупомянутой Конвенции сказано, что круизным является судно, которое совершает международное плавание, перевозит пассажиров, участвующих в групповой программе и размещенных на борту судна, для целей временных туристических визитов согласно расписанию в один или более различных портов и не совершает во время рейса посадку или высадку любых других пассажиров, а также погрузку или выгрузку любого груза. Однако по трактовке Посольства РФ "статусом безвизовых круизов могут пользоваться только суда, которые посещают не менее двух иностранных портов". Аналогично трактует понятие "круизное судно" и финский закон. На деле получается, что оба государства не соблюдают принятую Конвенцию.<BR>Как заявил Юрий Волков, "по результатам переговоров в Хельсинки в Москве разрабатываются пояснения относительно того, что считать круизными поездками". Однако, когда будет принято окончательное решение, пока не ясно. "Силья Лайн" снова может отменить запланированные на 2003 год рейсы, так как продажа билетов на суда компании начинается за 4 месяца до отправления.<BR><BR>Как сообщил Игорь Глухов, потери "Силья Лайн" составили $6 млн. Кроме того, были отменены групповые безвизовые поездки для судоходной финской компании "Кристина Круиз" по Сайменскому каналу с заходом в Выборг. Су доходные компании отменили свои рейсы, поскольку оформление визы не только привело бы к удорожанию стоимости билета на теплоход на 25 евро, но и потребовало бы дополнительных затрат времени пассажиров.<BR>