Аутсорсинг -- инструмент современного менеджмента

В современных условиях хозяйствования организация вынуждена выполнять огромный набор бизнес-функций.

<BR><BR>В современных условиях хозяйствования организация вынуждена выполнять огромный набор бизнес-функций.<BR><BR>В данный набор включаются функции, как связанные с основным видом деятельности организации, так и не связанные с ним. Последние, в свою очередь, обусловлены необходимостью создания нормальных условий для выполнения основных функций организации.<BR>Пытаясь максимизировать эффективность выполнения функций при условии минимизации затрат на их выполнение, руководители организаций сталкиваются с необходимостью ранжирования функций с точки зрения их приоритетности для организации. Критерии подобного ранжирования определяются руководством организации на основании собственных суждений или мнения сторонних экспертов.<BR>Одним из возможных результатов подобной работы по ранжированию бизнес-функций организации может стать принятие решения об аутсорсинге.<BR>Аутсорсинг (от англ. outsourcing -- привлечение ресурсов извне) представляет собой передачу части функций организации сторонним исполнителям.<BR>По своей сути аутсорсинг напоминает субподряд, с тем лишь отличием, что субподряд используется для выполнения части работ в рамках конкретного договора, в то время как на аутсорсинг передаются функции, связанные с повседневной деятельностью организации.<BR>Наиболее популярными направлениями аутсорсинга в последнее время стали:<BR>-- ведение бухгалтерского учета;<BR>-- рекламная и маркетинговая деятельность;<BR>-- обслуживание локальных компьютерных сетей и другие услуги в области информационных технологий;<BR>-- обеспечение безопасности и т. д.<BR>Необходимо отметить, что в последнее время, помимо сугубо управленческих функций, на аутсорсинг стали передавать и функции, связанные непосредственно с производственным процессом.<BR>Использование аутсорсинга позволяет высвободить ресурсы организации, с тем чтобы сократить затраты по управлению и производству и (или) перенаправить высвобожденные ресурсы на выполнение наиболее важных бизнес-<BR>функций организации.<BR>Ключевым критерием при решении об аутсорсинге выступает оценка эффективности использования данного инструмента. Подобная оценка должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей каждой организации и включать в себя не только учет явной экономии (за счет сокращения потребления ресурсов), но и учет скрытой экономии, связанной прежде всего с сокращением числа объектов управления и контроля.<BR>В то же время при принятии положительного решения о передаче той или иной функции на аутсорсинг важно помнить о необходимости текущего мониторинга эффективности аутсорсинга. Другими словами, очень важно контролировать, приводит ли использование аутсорсинга к положительному эффекту.<BR>Здесь необходимо отметить, что положительный эффект может выражаться как в виде непосредственной экономии ресурсов на выполнение той или иной функции, так и в повышении качества выполнения функции.<BR>Мониторинг эффективности аутсорсинга позволит менеджменту "держать руку на пульсе" и вовремя отказаться от аутсорсинга в случае, если расходы, понесенные в связи с оплатой услуг аутсорсера, превысят сумму экономии, связанную с отказом от данной функции.<BR>Когда речь заходит о целесообразности использования аутсорсинга, необходимо помнить, что, как и в случае с другими инструментами менеджмента, не существует единого рецепта для всех организаций и в каждом конкретном случае эффективность применения аутсорсинга зависит от индивидуальных особенностей организации и условий, сложившихся на рынке.<BR>В заключение хотелось бы отметить, что аутсорсинг представляет собой важный инструмент современного менеджмента, развитие которого происходит как "вширь" (все больше предприятий используют или оказывают услуги аутсорсинга), так и вглубь (все больше функций управления и производства становятся объектами аутсорсинга).<BR>Павел Чехонин,<BR><B>директор по аудиту</B><BR>АФ "БДО Руфаудит-Петербург"