Торговые комплексы приходят на смену универмагам

Хотя покупателей, предпочитающих вещевым рынкам современные магазины, становится все больше, торговых площадей в Петербурге по-прежнему не хватает.

<BR><BR>Хотя покупателей, предпочитающих вещевым рынкам современные магазины, становится все больше, торговых площадей в Петербурге по-прежнему не хватает.<BR><BR>Несмотря на активное строительство в Петербурге крупных торговых и многофункциональных комплексов, дефицит торговых площадей в 2002 году так и не был ликвидирован.<BR><BR><B>История вопроса</B><BR>Первый торговый центр был построен более 90 лет назад в США. В 1922 году в Канзас-сити появился первый Country Club Plaza.<BR>Настоящий бум торговых центров произошел в 50-60-е годы, когда рост благосостояния позволил средней американской семье обзавестись собственным домом и автомобилем. Стало модным жить на природе; американцы начали покидать большие города.<BR>Пригороды разрастались с огромной скоростью, и для удовлетворения потребностей новых покупателей там стали появляться торговые центры.<BR>Новой практикой стало предоставление арендаторам охраны и услуг уборщиков. Покупателей привлекали также большие автостоянки перед торговыми центрами. Когда в 90-х годах средний класс стал возвращаться в города, торговые центры двинулись вслед за своими покупателями. В центре Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Бостона и Вашингтона старые складские и промышленные здания были перестроены под современные торговые комплексы. Сегодня в США насчитывается более 28,5 тысячи торговых центров, гораздо больше, чем в любой другой стране мира.<BR>Первым торговым центром с приставкой "мега" стал торговый центр West Edmonton Mall в соседней с США Канаде. Его площадь составляет 520 тысяч м2. Этот торговый центр объединяет под одной крышей 800 магазинов и сервисных фирм.<BR>Под его эгидой работают самый большой в мире крытый аквапарк, 19 кинотеатров, гостиница, а также 110 продовольственных магазинов, несколько десятков аттракционов, каток, миниатюрное поле для гольфа, часовня, автосалон и зоопарк.<BR>Примеру создателей West Edmonton Mall последовали и другие продавцы. Другой гигант, Mall of America, расположенный в пригороде Миннеаполиса, состоит из более чем 400 магазинов. Mall of America столь огромен, что некоторые фирмы держат по нескольку магазинов в разных его концах. В центре комплекса, который составляет единое целое с отелем, автобусной станцией и аэропортом, находится крытый парк аттракционов с "американскими горками".<BR><B>Прощай, универмаг</B><BR>Маркетологи считают, что на каждые 100 тысяч жителей мегаполиса необходим один большой магазин. В Петербурге с его 4,7 млн жителей требуется не менее полусотни современных универмагов. Такого количества магазинов в городе нет, и неудовлетворенная потребность горожан в торговых площадях будет сохраняться еще долго.<BR>Торговые комплексы получили свое развитие в Петербурге потому, что в городе фактически нет полноценных универмагов. Российским компаниям недостает опыта управления подобными магазинами: ведь необходимо следить за спросом, исходя из анализа рынка формировать ассортимент, организовывать поставки от разных производителей. Так что место универмагов в Петербурге заняли торговые центры, сдающие площади в аренду. По этому пути пошли такие известные магазины, как Гостиный двор, ДЛТ и "Пассаж".<BR><BR><B>Юбилейный подъем</B><BR>Кроме нашумевших проектов, сдача которых изначально была приурочена к юбилею города, в 2002 году появлялось и затихало много новых планов строительства торговых комплексов.<BR>Пожалуй, сегмент торговой недвижимости оказался одним из немногих, на развитие которого действительно повлиял грядущий юбилей Петербурга. В преддверии праздника в экономику города были сделаны крупные бюджетные вливания, связанные с ремонтом, реконструкцией и благоустройством. Увеличили свои доходы компании, занятые в этой сфере, и, соответственно, их работники. Все это естественным образом сказалось на росте объема потребления, который составил примерно 20%.<BR>Торговля очень чутко отреагировала на эти процессы, и число новых проектов торговых комплексов возросло по сравнению с предыдущими годами в разы. Показательно, что в этот сектор двинулись компании, ранее торговой недвижимостью не занимавшиеся, например застройщики жилья.<BR>Те же торговые комплексы, которые их хозяева успеют открыть к юбилею, смогут заявить предельно высокие арендные ставки. Упор делается на крупных арендаторов, способных платить до $1500 за м2 в год, причем размер секций в новых комплексах значительно увеличился: со 100 до 2000 м2.<BR>Сегодня в Петербурге одновременно проектируются и строятся около десятка крупных торговых комплексов.<BR>Если все проекты будут своевременно сданы, то к концу 2003 года совокупный объем предложения в данном сегменте увеличится вдвое.<BR>Однако и такой рост не сможет удовлетворить весь спрос на дефицитные торговые площади. Скорее всего, ситуацию спасет дальнейшее строительство крупных торговых комплексов на окраинах Петербурга и вблизи кольцевой дороги.<BR>В связи с растущим количеством личных автомобилей пешеходная доступность уже не так принципиальна, как раньше.