ФКЦБ ополчилась на манипуляторов

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ (ФКЦБ) в последние месяцы начала активно бороться с манипулированием ценами на фондовом рынке.

<BR><BR>Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ (ФКЦБ) в последние месяцы начала активно бороться с манипулированием ценами на фондовом рынке.<BR><BR>Активность ФКЦБ в борьбе с нарушениями на фондовом рынке резко возросла в начале 2003 года, после вступления в силу поправок в Закон "О рынке ценных бумаг", определяющих признаки манипулирования и ответственность за него. Первыми объектами для ударов ФКЦБ стали НП "Фондовая биржа РТС" и один из ведущих российских брокеров -- московское ЗАО "Алор-Инвест". Биржа пока работает, однако ее президенту Ивану Тырышкину пришлось ради этого уйти в отставку. А брокер лишился лицензии, и его дальнейшая судьба сейчас под вопросом.<BR><BR><B>Адрес неразборчив</B><BR>От Фондовой биржи РТС комиссия добивается выполнения требований постановления №1 ПС, обязывающего биржи разделять сделки на адресные и безадресные. Согласно постановлению делать это биржи должны были с 1 июля 2002 года. Однако РТС, по данным ФКЦБ, не делала.<BR>Заключить адресную сделку может лишь тот участник, в адрес которого она выставлена, в отличие от безадресной, которая обращена ко всем участникам торгов.<BR>Соответственно, адресная сделка теоретически может быть заключена по любой цене, вне зависимости от цены на рынке. Поэтому в целях получения объективной информации об объемах и ценах на рынке комиссия ввела требование для бирж указывать в отчетности, какая именно проведена сделка -- адресная или безадресная.<BR><B>Сам себе контрагент</B><BR>Лицензия у "Алор-Инвеста" была приостановлена после проверки, в ходе которой комиссия выявила, что компания совершала в секции срочного рынка Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) взаимные сделки по продаже и покупке фьючерсных контрактов на обыкновенные акции РАО "ЕЭС России". Стороны сделок менялись между собой, продавая и покупая одни и те же фьючерсы по примерно одним и тем же ценам. ФКЦБ решила, что эти сделки заключались с целью создания видимой активности в торговле в секции срочного рынка ММВБ и не имели очевидного экономического смысла. Комиссия отнесла их к фактам манипулирования ценами. Кроме того, по мнению ФКЦБ, такие сделки подпадают под требования федерального закона №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Согласно закону информация о таких сделках должна направляться профучастником в комитет финансового мониторинга, чего "Алор-Инвест" не делал.<BR>Лицензия "Алор-Инвеста" была приостановлена на 3 недели. В течение этого времени компания должна была устранить выявленные нарушения и отчитаться перед комиссией о проделанной работе. 12 марта "Алор-Инвест" предоставил такой отчет, и ФКЦБ возобновила действие ранее приостановленных лицензий компании на осуществление депозитарной деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами. Одновременно комиссия приняла решение приостановить действие лицензий "Алор-Инвеста" на осуществление брокерской и дилерской деятельности еще на 1 месяц.<BR><BR><B>Признаки манипулирования</B><BR>Под манипулированием ценами понимаются действия, совершаемые для создания видимости повышения и/или понижения цен и/или торговой активности на рынке ценных бумаг относительно существующего уровня цен и/или существующей торговой активности на рынке ценных бумаг с целью побудить инвесторов продавать или приобретать публично размещаемые и/или публично обращаемые ценные бумаги, в том числе:<BR>распространение ложной или недостоверной информации;<BR>совершение сделок с ценными бумагами на торгах фондовых бирж и иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в результате которых не меняется владелец этих ценных бумаг;<BR>одновременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;<BR>соглашение двух или нескольких участников торгов или их представителей о покупке (продаже) ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам.<BR><BR>Хроника борьбы ФКЦБ против манипуляторов.<BR><B>2003 год</B><BR>29 января ФКЦБ потребовала от Фондовой биржи РТС устранить нарушения требований постановления №1ПС от 4 января 2002 года, установив разделение сделок на адресные и безадресные.<BR>Решение вопроса о приостановке лицензии РТС ФКЦБ переносила несколько раз. После очередного заседания комиссии 26 февраля, на котором рассмотрение вопроса о судьбе биржи было в очередной раз перенесено, президент РТС Иван Тырышкин официально объявил о своей отставке (см. "ДП" №34/03, www.dp.ru).<BR>7 февраля ФКЦБ утвердила порядок проведения проверки действий профучастников, содержащих признаки манипулирования ценами на рынке ценных бумаг. Такая проверка проводится на основании обращений участников рынка, по заявлениям граждан или юридических лиц, госорганов, публикаций в СМИ, а также по результатам проводимых комиссией плановых проверок, если в ходе них у ФКЦБ возникли основания полагать, что сделки могли содержать признаки манипулирования.<BR>Внеплановая проверка может длиться в течение 6 месяцев. Если по ее результатам ФКЦБ убедится, что манипулирование ценами имело место, она передает материалы проверки в правоохранительные органы и приостанавливает или аннулирует действие лицензии профучастника, виновного в манипулировании.<BR>19 февраля ФКЦБ приостановила лицензию профучастника рынка ЗАО "Алор-Инвест" в связи с нарушением законодательства о рынке ценных бумаг и, в частности, положения о внутреннем контроле. По данным ФКЦБ, у компании отсутствовала инструкция о внутреннем контроле, предусматривающая специальные меры по предотвращению манипулирования ценами на рынке.<BR>25 февраля председатель ФКЦБ Игорь Костиков, выступая на конференции "Изменения в Федеральном законе "О рынке ценных бумаг", заявил, что комиссия разработала поправки в Уголовный кодекс РФ, устанавливающие ответственность за манипулирование ценами, использование инсайдерской информации, нарушение прав владельцев ценных бумаг и использование средств клиентов в собственных интересах. По его словам, соответствующий законопроект доложен быть вынесен на рассмотрение Госдумы к июню текущего года. "Если не возникнет осложнений, до конца года эти поправки должны быть приняты", -- отметил Игорь Костиков.<BR>В зависимости от тяжести правонарушения законопроект предусматривает максимальное наказание в виде тюремного заключения до 5 лет и конфискацию имущества, однако, по мнению Игоря Костикова, основная масса таких нарушений будет караться серьезными штрафами.<BR>Там же Игорь Костиков заявил, что ФКЦБ планирует внедрить систему мониторинга сделок на рынке ценных бумаг. Система мониторинга Proteus была разработана совместно c германским Агентством по надзору за фондовым рынком. По словам Игоря Костикова, система позволит в режиме реального времени выявлять подозрительные сделки и заявки на основе установленных параметров. Затем эти сделки будут анализироваться сотрудниками ФКЦБ. В феврале система уже функционировала в тестовом режиме и отслеживала сделки на РТС и ММВБ.<BR>12 марта Фондовая биржа РТС представила ФКЦБ отчет об устранении нарушений постановления №1 ПС. Согласно отчету биржа утвердила новую редакцию положения о внутреннем контроле, а также разработала и ввела в эксплуатацию модифицированное программное обеспечение, формирующее реестр объявленных участниками торгов заявок и реестр совершенных сделок.<BR>ФКЦБ и РТС создали совместную рабочую группу для контроля за процедурой разделения сделок на классическом рынке РТС на адресные и безадресные. Работа группы, как ожидается, продлится 2 месяца, в течение которых она постоянно будет докладывать комиссии о промежуточных результатах работы.<BR><B>Источник: "ДП", информагентства</B>