00:0005 марта 200300:00
91просмотров
00:0005 марта 2003
Мини-фотолаборатория представляет собой комплект автоматического оборудования для проявки фотопленок и печати фотографий. Всего в Петербурге около 200 фотолабораторий.
<BR><BR>Мини-фотолаборатория представляет собой комплект автоматического оборудования для проявки фотопленок и печати фотографий. Всего в Петербурге около 200 фотолабораторий.<BR><BR>Оборудование позволяет организовать бизнес на услугах фотолюбителям и профессионалам. Продажей новых мини-фотолабораторий в Петербурге занимаются официальные представители компаний Konica, Agfa, Fujifilm, Kodak. Каждая из этих фирм продает "бизнес под ключ": помогает начинающему предпринимателю подобрать вариант "минилаба" в соответствии с его финансовыми возможностями, устанавливает и запускает оборудование, обучает персонал, оказывает маркетинговую, сервисную, PR поддержку, обеспечивает информационными и рекламными материалами, а также контролирует качество работы лабораторий. "Все это важно для продвижения бренда на рынке, ведь каждая лаборатория представляет ту марку, технологии которой использует, -- объясняет генеральный менеджер отдела продаж и маркетинга ЗАО "Аджио Имидж" в Санкт-Петербурге Татьяна Потапова.<BR>В развитых странах одна фотолаборатория приходится на каждые 10 тысяч человек. "Иногда в Петербурге по соседству располагаются две-три лаборатории, работающие под разными брендами, и работы хватает всем, -- замечает Татьяна Потапова, -- поскольку у каждой из четырех марок есть свои приверженцы, а в выборе лаборатории эти предпочтения играют важную роль не только для профессионалов, но и для многих любителей фотосъемки".<BR><B>Шаг первый. Помещение</B><BR>Для мини-фотолаборатории частному предпринимателю или предприятию любой формы собственности достаточно помещения площадью 12-20 м2.<BR>В нем не должно быть проблем с водой, электричеством (10-12 киловатт) и вентиляцией. Высота потолка должна составлять не менее 2,5 м.<BR>Для дополнительного заработка организуют продажу сопутствующих товаров -- фотопленки, альбомов, батареек и др. Витрины и прилавки способна изготовить на заказ любая фирма из числа производящих торговое оборудование.<BR>Еще необходимы стулья для приемщика заказов и оператора, два-три кресла для клиентов. Лучше всего найти помещение возле оживленной транспортной развязки, например у станции метро. Но обычно в таких местах арендовать помещение сложнее и дороже. Даже в том случае, если лаборатория обоснуется в менее оживленном микрорайоне, у владельца есть все шансы обеспечить ее загрузку. "Многие торговые точки охотно соглашаются собирать заказы для фотолабораторий, -- отмечает Татьяна Потапова, -- ведь для них это возможность зарабатывать дополнительные деньги в буквальном смысле "не отходя от кассы". Нужно повесить соответствующее объявление, раз в день отвозить пленки в лабораторию, брать готовые заказы и выдавать их клиентам". Эти приемные пункты работают за проценты.<BR>Такой способ организации сбора заказов называется "оптовая печать".<BR><B>Шаг второй. Оборудование и расходные материалы</B><BR>Представленные на рынке Петербурга мини-фотолаборатории можно условно разделить на три группы: новые, б/у и восстановленные.<BR>Машины б/у производства 70-х годов можно купить с рук за $6-10 тысяч; восстановленные "минилабы" образца 90-х годов обойдутся в $12-20 тысяч, новые аналоговые -- в $30-60 тысяч; а цифровые мини-фотолаборатории производства 2002-2003 года стоят от $70 тысяч до $200 тысяч. На новые "минилабы" дается полугодовая или годовая гарантия -- в зависимости от производителя. "Качество снимков, сделанных даже в самых старых мини-фотолабораториях, достаточно высокое, -- оценивает Татьяна Потапова. -- И скорость печати (600-1000 отпечатков в час) является достаточной даже при полной загрузке оборудования в течение 10-12 часов в сутки. Минус в том, что чем старше техника, тем больше затраты на ее ремонт и тем труднее добывать запчасти. Поэтому лучше подумать о приобретении более современного оборудования". В большинстве лабораторий города используется оборудование образца 90-х годов. Эти машины, как правило, делают отпечатки четырех размеров (9 на 13, 10 на 15, 15 на 20, 13 на 18 см). Все "минилабы", кроме цифровых, делают отпечатки только с негатива. Цифровых лабораторий в городе пока немного, но их количество увеличивается с развитием цифровой фотографии.<BR>Кроме оборудования лаборатории потребуются расходные материалы -- фотобумага, аксессуары, химические реактивы. Их можно купить у поставщиков оборудования.<BR><B>Шаг третий. Деньги</B><BR>Окупаемость новой мини-фотолаборатории составляет от 1 до 3 лет.<BR>В Петербурге стоимость печати одной фотографии самого "ходового" размера 10 на 15 см составляет в среднем 3,5-4 рубля. При этом для печати одной фотографии такого формата требуются расходные материалы на сумму 2 рубля 17 копеек. Еще 18-25 копеек с одной фотографии получает оператор. "Чтобы производство фотографий было рентабельным, предприятие уже на старте должно делать как минимум 1000 отпечатков в день, это количество обеспечивается примерно 50 клиентами, -- подсчитывает Татьяна Потапова. -- А при хорошо поставленном деле можно делать в среднем 6000 отпечатков в день. В этом случае "грязная", не очищенная от налогов и социальных выплат прибыль точки составляет $5000 ежемесячно". Но эти показатели лаборатории весьма сложно держать в течение всего года, так как бизнес носит сезонный характер. "Пики загрузки приходятся на летний период, пару дней в начале января и в начале сентября, -- констатирует Татьяна Потапова. -- Предприниматель должен понимать, что в остальное время года на фоторынке затишье, самый "тихий" месяц -- апрель. И в этом случае выручает оптовая печать -- приемные пункты заказов на стороне помогают повышать загрузку".<BR><B>Шаг четвертый. Персонал</B><BR>Мини-фотолаборатории потребуется два оператора, два приемщика заказов (они же кассиры, они же продавцы сопутствующих товаров), бухгалтер (можно по совместительству), администратор (директор).<BR>Операторов "минилабов" обучают фирмы -- поставщики оборудования. "Но подготовить такого специалиста может и любой опытный оператор прямо на рабочем месте, -- полагает Татьяна Потапова, -- так как лаборатория представляет собой машину-автомат, научиться управлять ею несложно. Наверное, невозможно научить только дальтоника. Конечно, не потому, что он не справится с техникой. Просто невозможно объяснить ему, какие требования предъявляются к цвету". Работа оператора -- посменная, как правило, рабочий день длится 10-12 часов. Таким образом, каждый оператор трудится около 15 дней в месяц. При условии стабильно высокой загрузки лаборатории (6 тысяч отпечатков в день) зарплата этого специалиста составляет 16 тысяч рублей в месяц. Приемщик заказов обычно получает оклад (как правило, около 3 тысяч рублей в месяц) и процент. В общей сложности в успешной точке выходит 8-10 тысяч рублей в месяц и выше. Приемщики заказов также работают посменно и имеют рабочий день продолжительностью 10-12 часов.<BR><BR><B>Ассортимент сопутствующих товаров</B><BR><B>Минимальный</B><BR>Альбомы, рамки для фотографий, фотопленка (Konica, Agfa, Fujifilm, Kodak), батарейки, фотоаппараты-"мыльницы".<BR><B>Рекомендуемый</B><BR>В дополнение к минимальному ассортимент -- карты памяти, кляссеры для негативов и слайдов, чехлы для фотоаппаратов, цифровые и зеркальные фотоаппараты.<BR><B>Полный</B><BR>В дополнение к рекомендуемому -- осветительная аппаратура, штативы, кассеты для видеокамер.<BR><BR><B>Расходные материалы, необходимые для работы мини-фотолаборатории при производительности</B><BR><B>6 тысяч отпечатков в день, формат 10 на 15 см</B><BR><B>Фотобумага</B><BR>Аксессуары: конверты для упаковки фотографий; дубль-номера; специальный скотч, устойчивый к химикатам и воздействию высокой температуры, перчатки для оператора, антистатические салфетки, фильтры химические.<BR><B>Химикаты: проявитель, отбеливатель, закрепитель, стабилизатор</B><BR>Затраты на 1 месяц -- $7200