00:0021 февраля 200300:00
9просмотров
00:0021 февраля 2003
Государственный центр фотографии провел репетицию своего открытия посредством молодой латвийской фотографии.
<BR><BR>Государственный центр фотографии провел репетицию своего открытия посредством молодой латвийской фотографии.<BR>Это первое петербургское учреждение культуры, которому достался государственный статус. Первое -- если не считать музеев, получивших "госзнак" по наследству. Как объяснили организаторы центра, "Москва" обычно сначала осматривается и если находит что-то подобное в столице, то выше филиала регионалам не прыгнуть. Что-то подобное в Москве конечно же есть, но Московский дом фотографии основан на частном капитале, поэтому государственный статус, облегчающий полнокровную деятельность, ему не получить. Хотя у центров есть и много общего. Например, то, что происхождение петербургского также идет от "частных рук": меценаты из "Эра-фонд" передали свои площади в федеральную собственность. Это беспрецедентный подарок -- обычно все происходит наоборот. Другое тождество заключается в том, что, как и глава Московского дома фотографии Ольга Свиблова, председатель правления вышеназванного фонда, он же "зам" главы нового центра, Дмитрий Шнеерсон пришли к "фотографической" мысли после посещения Европейского центра фотографии в Париже.<BR><BR><B>Там и здесь</B><BR>Но в случае с Петербургом есть одна маленькая и предумышленная деталь. Дмитрий Шнеерсон не мог не предполагать появление центра, поскольку он сам является фотографом -- это один из самых интересных фотографов Петербурга, участник концептуального движения (группа "ТАК"), участник выставок в России, во Франции и Германии. Условность открытия, в свою очередь, связана с тем, что выставку "12" центр принял как факт обменной международной программы. Но появление латвийской фотографии не случайно: до того, как страна, что называется, "открыла диафрагму", латвийская школа считалась для РФ-фотографов неким образцом, намеком на то, что происходит на Западе, не исключая при этом собственной самодостаточности. Все это было показано на выставке. Сдержанные, но эмоциональные, простые в большинстве своем работы: портреты друзей, пубертатные рефлексии, "портреты" почти выброшенных туфель, скромные детали в маленьких пейзажах прозвучали как нужные слова в нужную секунду, что, собственно, и является предметом фотографии.<BR>По-настоящему центр откроется только в апреле-мае. Сейчас решается, чем именно, скорее всего, фотографией исторического Петербурга, причем московского происхождения, поскольку, как выяснилось, в частных московских коллекциях Петербург позапрошлого века представлен более полно. Еще одно совпадение: в настоящее время в Московском доме фотографии проходит выставка "Санкт-Петербург и его окрестности в фотографиях XIX века".