00:0017 февраля 200300:00
17просмотров
00:0017 февраля 2003
По итогам 2002 года расклад на рынке пластиковых карт Петербурга изменился. Прежние лидеры продолжили укрепление своих позиций, однако вместе с тем на рынке появилась группа средних игроков, стремительно сокращающая отрыв от лидеров.
<BR><BR>По итогам 2002 года расклад на рынке пластиковых карт Петербурга изменился. Прежние лидеры продолжили укрепление своих позиций, однако вместе с тем на рынке появилась группа средних игроков, стремительно сокращающая отрыв от лидеров.<BR><BR>Возросшая конкуренция все больше заставляет банки ориентироваться не на количество выпущенных карт, а на объем средств, хранящихся на карточных счетах в банке. Чтобы увеличить этот объем, практически все банки активно продвигают пластиковую карту как средство расчета при совершении покупок. В ход идут самые изощренные маркетинговые ходы, стимулирующие рост использования пластиковых карт в торговой сети.<BR>По итогам прошедшего года лидерами рынка по-прежнему являются Северо-Западный банк Сбербанка России, ЗАО "Балтийский банк", ОАО "МДМ-Банк Санкт-Петербург" (до начала этого года ОАО "Петровский народный банк"), ОАО "Промышленно-строительный банк". Вплотную к ним приблизились ОАО "Банк "МЕНАТЕП Санкт-Петербург", петербургский филиал ОАО "Альфа-банк", ОАО "Банк "Санкт-Петербург", петербургский филиал ОАО "Импэксбанк". Активно расширяется филиал "Северная столица" ЗАО "Райффайзенбанк Австрия".<BR><BR><B>Карты заводят</B><BR><B>в овердрафт</B><BR>"В настоящий момент в результате массовой эмиссии в Петербурге и Ленинградской области банковские карты, в первую очередь зарплатные, стали привычным инструментом в повседневной жизни людей, -- прокомментировал ситуацию на рынке Владимир Рудановский, директор управления банковских карт Северо-Западного банка Сбербанка РФ. -- Вместе с тем в регионах Северо-Запада по-прежнему отсутствует культура повсеместного использования банковских услуг, что предопределяет необходимость формирования самими банками спроса на качественные банковские продукты, в том числе безналичные расчеты на основе банковских карт".<BR>"В 2002 году мы предложили целый ряд новых услуг: оплата услуг мобильной связи в банкоматах по картам Maestro нашего банка, выпуск карт VISA-Аэрофлот, позволяющих получить скидки в авиакомпании, обслуживание карт American Express в банкоматах и торговой сети, -- говорит Владимир Рудановский. -- В 2003 году банк приступит к эмиссии карт Visa Classic и MasterCard Mass с разрешенным овердрафтом в рамках зарплатных проектов. Кроме того, с начала 2003 года стартовала дисконтная программа Сбербанка. В ряде торговых предприятий -- клиентов банка предоставляются скидки по картам Visa и MasterCard Gold и Business Сбербанка России. В дальнейшем планируется расширение программы и подключение к ней держателей карт Visa Classic и MasterCard Mass".<BR><BR><B>Продвижение в умы</B><BR>"Для увеличения эмиссии пластиковых карт и активизации их использования наш банк не только участвует в национальных маркетинговых программах, проводимых платежными системами Visa International и MasterCard International, но и проводит собственные рекламные акции, -- говорит Арина Басова, начальник отдела методологии, планирования и развития дирекции пластиковых карт ОАО "Промышленно-строительный банк". -- В частности, в течение прошлого года мы участвовали в таких программах, как "С VISA у Вас есть все для победы", которая позволила нам увеличить количество пластиковых карт в торговом обороте по сравнению с аналогичным периодом 2001 года более чем в 2 раза. Весной прошлого года мы также провели совместную с MasterCard International кампанию "Бесценные воспоминания", направленную на стимулирование использования карт MasterCard и Maestro для расчетов в торговой или сервисной сети. А в декабре 2002 года запустили рекламную кампанию "Карта ПСБ -- Ваш шаг к удаче в "Адаманте", направленную на стимулирование использования карт ПСБ для оплаты покупок в торговой сети "Адамант".<BR>По словам Арины Басовой, держатели карт ПСБ могут бесплатно получить дисконтные карты торговых предприятий "Алеко" и "Лента", скидки в кампании Hertz, авиакомпании SAS, отеле "Коринтия Невский Палас", ресторане "Улица разбитых фонарей", магазине "Внешобувьторг". "Благодаря сотрудничеству ПСБ с этими торговыми и сервисными предприятиями по дисконтным программам нам удалось увеличить оборот по своим картам в данных предприятиях в 2002 году по сравнению с предыдущим годом в 3-4 раза, -- говорит Арина Басова. -- Сейчас мы готовим к реализации глобальный маркетинговый проект, посвященный 300-летию Петербурга. В его рамках мы предложим специальный карточный продукт -- пластиковую карту VISA Classic с логотипом "300-летие Санкт-Петербурга". Для болельщиков клуба "Зенит" ПСБ начал предлагать пластиковую карту "Зенит" Visa Electron". Кроме того, в ближайшее время появится совместная карта (так называемая ко-брендинговая карта) с "Клубом друзей "Алеко".<BR><BR><B>Налог мешает</B><BR>"Сейчас на российском рынке преобладают в основном дебетовые карты, которые чаще всего используются их владельцами для снятия денег через банкоматы, -- комментирует Александр Казанский, руководитель Управления по работе с корпоративными клиентами и платежными системами Балтийского банка. -- В то время как эквайринг (осуществление операций с пластиковыми картами) -- это еще и расчеты с помощью карт. Поэтому на данном этапе наш банк пытается максимально вовлечь своих клиентов -- владельцев карт в оплату товаров и услуг с помощью пластика, а также развивает программу по эквайрингу с торговыми предприятиями. Чтобы стимулировать развитие пластикового направления, государству необходимо отказаться от 5%-ного налога с продаж при расчетах картами. Тогда возможно резкое повышение интереса к пластику среди населения".<BR>"В Петербурге всплеск расчетов по пластиковым картам ожидается весной 2003 года, что связано с грядущим юбилеем города и большим притоком в город иностранных туристов, которые привезут с собой не наличные деньги, а пластиковые карты, -- уверен Александр Казанский. -- Поэтому предприятия сферы торговли и услуг должны подготовиться к тому, чтобы принимать пластиковые карты в качестве альтернативного платежного средства".<BR><BR><B>Доверие растет</B><BR>"Рынок продолжает расширяться, вместе с тем банки стали более осознанно подходить к привлечению клиентов, -- считает Андрей Иванов, начальник Управления по работе с платежными системами ОАО "МДМ-Банк Санкт-Петербург". -- Налицо также рост интереса населения к операциям по пластиковым картам, объясняющийся, во-первых, удобством данного инструмента, а также общеэкономическими причинами, такими, как повышение доверия населения к банкам, возрастающими доходами частных лиц".<BR>"Маркетинговые акции, безусловно, проводились нами в 2002 году. В частности, прошедшим летом банк проводил розыгрыш ценных призов среди клиентов, заказавших пластиковую карту весной, -- говорит Андрей Иванов. -- Именно на этот период пришелся заметный всплеск активности со стороны петербуржцев, пожелавших открыть карты в нашем банке".<BR><BR><B>Дорога в Швейцарию</B><BR><B>выложена пластиком</B><BR>"На рынке очень высокая степень конкуренции. Банки снижают тарифы в борьбе за клиента, вплоть до бесплатного обслуживания, что приводит к сокращению прибыли, -- говорит Владимир Куров, начальник Управления пластиковых карт петербургского филиала Альфа-банка. -- Тенденциями рынка является развитие сети обслуживания держателей карт, увеличение сети банкоматов и сети торговых и сервисных предприятий, принимающих карты к оплате. Альфа-банк также активно участвует в маркетинговых и рекламных акциях, проводимых платежными системами. Реализуем мы и собственные программы".<BR>В частности, по словам Владимира Курова, в прошлом году банк приступил к реализации совместного проекта с ООО "Женева Турс". Суть его заключается в оплате через интернет посредством пластиковых карт банка проездных билетов по Швейцарии системы Swiss Travel System. Экономия путешественников на проезде по Швейцарии, по словам организаторов проекта, в зависимости от выбранного пакета проездных билетов составляет от 25% до 50%.<BR><BR><B>Все стабильно</B><BR>"Рынок на сегодня очень стабилен, банки пытаются привлечь и удержать клиента за счет использования высокотехнологичных дополнительных услуг -- телебанкинга, регулярных платежей, потребительского кредита по карте в режиме овердрафта, -- говорит начальник отдела развития бизнеса управления пластиковых карт ОАО "Банк "Санкт-Петербург" Федор Бородин. -- И мы не прогнозируем серьезных изменений той картины, которая наблюдается сейчас на рынке. Важный маркетинговый ход для банков, имеющих "пластиковый" бизнес, -- выпуск карт к счетам в евро. В конце прошлого года наш банк первым из петербургских банков прошел сертифицикацию международной платежной системой Visa на осуществление расчетов в евро".<BR><B>За счет регионов</B><BR>Как сообщили "ДП" в пресс-службе ОАО "Банк "МЕНАТЕП СПб", за 2002 год объем эмиссии пластиковых карт банка увеличился в 2 раза и на начало 2003 года составил 148,9 тысячи карт. Правда, основной прирост банковских карт, примерно 70%, достигнут за счет реализации региональных зарплатных проектов в Мурманске (ОАО "Мурманское морское пароходство", Мурманский государственный педагогический институт, ГОУП "Мурманскводоканал"), в Иркутске (ОАО "Ангарская нефтехимическая компания"), в Волгограде (ОАО "Каустик", МУП "Волгоградводоканал"), в Самаре (ОАО "Куйбышевский НПЗ") и в Подмосковье (ОАО "Воскресенские минеральные удобрения"). При этом объем привлеченных средств на карточных счетах на 1 января 2003 года составил 326,6 млн рублей и $42,13 млн.<BR><BR><B>Новый игрок</B><BR>"Политика Райффайзенбанка, скорее, состоит в предвидении спроса на определенные услуги или продукты. Поэтому мы выходим на рынок с продуктом, предвосхищая спрос: 2002 год -- это был год введения наличного евро, и мы очень удачно вышли на рынок с предложением банковской карты к счету в евро, -- заявил "ДП" Александр Колошенко, директор управления по работе с физическими лицами ЗАО "Райффайзенбанк Австрия". -- В поддержку этого продукта мы запустили кампанию по бесплатному выпуску карты к счету в евро. В тот момент в Северо-Западном регионе это был продукт, в котором население нуждалось, особенно в сезон летних отпусков для поездок в Европу. Это была очень успешная программа, и она действительно привлекла к нам много клиентов. В Райффайзенбанке карта выпускается к полноценному текущему счету. На начало 2003 года таких счетов в Петербурге у нас было открыто порядка 1300, к некоторым из которых выпущена не одна, а несколько банковских карт для членов семьи держателя. При этом остаток на текущих счетах в филиале образовал сумму около $3,7 млн".<BR>"В целом мы планируем не специальные акции по продвижению карт, а скорее, выведение на рынок новых продуктов, -- говорит Александр Колошенко. -- Сейчас мы активно развиваем кредитные программы, в частности беззалоговое кредитование. И как этап развития этой программы в ближайшее время запускаем кредитные карты, которые пока доступны только сотрудникам компаний-клиентов или клиентам, обслуживающимся у нас больше 1 года.<BR>Затем планируется запустить такую услугу, как взнос наличных через банкомат -- опять-таки, чтобы облегчить заемщику процесс погашения задолженности по кредиту".