Массовый турист заполнит городские гостиницы после юбилея

Подготовка к празднованию 300-летия Петербурга выявила главную особенность работы городских гостиниц: рыночные методы планирования иногда сочетаются с советскими методами управления.

<BR><BR>Подготовка к празднованию 300-летия Петербурга выявила главную особенность работы городских гостиниц: рыночные методы планирования иногда сочетаются с советскими методами управления.<BR><BR>Однако беспокойства излишни. Судя по всему, в 2003 году Петербургу не следует ожидать чрезмерного наплыва туристов.<BR><BR><B>Мест нет</B><BR>Менеджмент крупнейших городских гостиниц стал беспокоиться за свой бизнес еще летом прошлого года. Причиной стали настойчивые просьбы федеральных чиновников не продавать места на период с 15 мая по 5 июня 2003 года. Повод -- проведение в Петербурге саммита глав европейских государств.<BR>С петербургскими туроператорами и руководителями 11 крупнейших гостиниц еще в июле 2002 года беседовали замминистра Минэкономразвития РФ Владимир Стржалковский и глава Департамента туризма Минэкономразвития РФ Натэла Шенгелия. Речь шла о том, что в конце мая -- начале июня 2003 года в Петербург прибудет не менее 9 тысяч гостей, приезд которых связан с саммитом.<BR>Только официальная делегация будет состоять из 4650 человек (в том числе 2650 человек -- официальные лица, 1,5 тысячи журналистов и 500 гостей). Предполагается, что количество сопровождающих лиц составит не менее 4,5 тысяч.<BR>Чиновники обратились к руководителям гостиниц с просьбой не продавать места в отелях на период с 15 мая по 5 июня 2003 года, а к туроператорам по приему -- не подтверждать бронирование туров на это время. Для размещения участников саммита планировалось задействовать следующие гостиницы: "Англетер", "Астория", "Гранд Отель Европа", "Коринтия Невский Палас", "Октябрьская", "Прибалтийская", "Пулковская", "Рэдиссон САС", "Россия", "Санкт-Петербург" и "Советская". О том, кто и когда предоставит гарантии оплаты, в июле прошлого года речи не шло, что и вызвало беспокойство туроператоров и руководителей гостиниц.<BR>Сейчас, кажется, ситуация разрешилась. Город будет закрыт для туристов, но всего на несколько дней: с 29 мая по 1 июня 2003 года. Номера в гостиницах для участников саммита и сопровождающих лиц забронировала такая федеральная структура, как ГУП "Сеть Президент-отелей и здравниц Руси" Управления делами Президента РФ. Для приема участников семинара будут задействованы также 20 коттеджей на территории Константиновского дворца в Стрельне.<BR>Приемом иностранных делегаций к 300-летию города будут заниматься четыре уполномоченные туроператора: "Академсервис ДМС", "Интурист СПб", "КМП-<BR>групп" и "Нева".<BR><B>Петербург вместо Бали</B><BR>В последнее время в Петербург приезжает все больше иностранных туристов. "В целом для компаний, специализирующихся на въездном туризме, 2002 год можно назвать успешным, -- считает руководитель Северо-Западного регионального отделения Российской ассоциации туристских агентств (РАТА) Сергей Корнеев, -- в 2002 году, по предварительным данным, Петербург посетили 2,6 млн человек". Одним из показателей растущего интереса туристов могут служить данные по загрузке городских гостиниц. Сезон пиковой нагрузки, который раньше ограничивался исключительно белыми ночами (примерно с конца мая по конец июля), сейчас начинается в начале мая и продолжается до августа. "Нас ждет напряженный год, -- считает директор по маркетингу и продажам гостиницы "Астория" Ала Осмонд. -- Думаю, что в нынешнем году сезон будет продолжаться с конца мая до поздней осени".<BR>Сергей Корнеев называет три причины положительной динамики: рост туризма в мировом масштабе, спад интереса туристов к традиционным местам отдыха в связи с ростом напряженности в мире и согласованное продвижение Петербурга многими организациями.<BR>О росте туризма в мировом масштабе говорят данные Всемирной туристской организации (ВТО). По расчетам ВТО, к 2010 году количество международных туристских поездок достигнет 1 млрд, а из всех отраслей мировой экономики туризм по обороту выйдет на первое место.<BR>"В Петербург все чаще едут туристы из Германии и Японии, -- продолжает Сергей Корнеев. -- Кстати, наличие японских туристов считается очень хорошим показателем, поскольку японские фирмы очень заботятся о безопасности своих клиентов. Кроме того, японцы -- щедрые гости. Только на сувениры японский турист тратит в среднем $500-600 за 3-5 дней".<BR>"Как ни печально осознавать, но рост числа террористических атак в мире сыграл на руку петербургским турфирмам, -- уверен руководитель СЗРО РАТА. -- Массовый турист уже не едет в США или страны арабского мира, опасается отдыхать на острове Бали. Вместо прежних мест туристы едут в Петербург и страны Балтийского региона, как самого безопасного региона мира на данный момент. Климатические условия в Петербурге довольно благоприятны для туризма. Хотя город нельзя назвать жарким, здесь нет землетрясений, больших наводнений, как летом прошлого года в Европе, других природных катаклизмов".<BR>Свою положительную роль сыграло также продвижение города многими организациями на международном рынке. Помогла и новая программа "Белые дни", которую организовали пятизвездные гостиницы для привлечения туристов в зимний Петербург.<BR><BR><B>Ажиотажа не будет</B><BR>Несмотря на растущий интерес к городу, летом 2003 года сверхестественного наплыва туристов ожидать не стоит, уверен Сергей Корнеев. "Не думаю, что летом 2003 года город испытает ажиотажный спрос, -- говорит он. -- Туристский год начинается осенью предыдущего года. К этому времени турфирмы, получив цены от поставщиков услуг (музеев, гостиниц, ресторанов, авиаперевозчиков и транспортных компаний), формируют предварительные пакеты и представляют их осенью на туристических выставках. В Петербурге этого не было сделано. Например, гостиницы боялись прогадать и очень долго не подтверждали цены на 2003 год. Пакеты не были сформированы, и Петербург на выставках выглядел, мягко говоря, бледно. Хотя основные городские гостиницы забронированы.<BR>Наплыва туристов следует ожидать в следующие за юбилеем годы, считает Сергей Корнеев. "Тут велика роль саммита, ведь город попадет в объективы видеокамер ведущих телекомпаний мира, -- объясняет он. -- Когда в город приезжал президент США Билл Клинтон и его показали идущим по Дворцовой площади, авиакомпании зафиксировали всплеск продаж авиабилетов на Петербург. Когда в Петербурге для встречи с Президентом РФ приехал канцлер ФРГ Герхард Шредер, подскочили продажи билетов из Германии".<BR>И гостиницам, и туристическим фирмам, и городской власти еще многое предстоит сделать для того, чтобы в город поехал массовый турист. На туристском рынке жесткая конкуренция, а среднему обывателю, планирующему свой отдых, по большому счету все равно куда ехать -- в Прагу или Петербург.<BR>"Несогласованность действий может сыграть против всех, -- предостерегает Сергей Корнеев. -- В качестве примера можно привести конкуренцию Крыма и Сочи, попавших в своеобразные "качели". Если в один год россияне в массовом порядке едут в Сочи, то в следующем году сочинские рестораны, гостиницы и туристические фирмы, рассчитывая заработать еще больше, поднимают цены. В итоге туристы едут в Крым. Через год поднимает цены Крым, и все снова едут в Сочи".<BR>Когда в 2000 году был зафиксирован всплеск туристического интереса к Петербургу, все городские гостиницы, рестораны, музеи подняли цены. Рост был небольшим, $2-3, но цены подняли все, а туристический пакет значительно вырос в цене. Средний совокупный пакет в Петербург на одну неделю стоил дороже на $500, чем, например, тур по маршруту Прага -- Вена -- Будапешт. С этой точки зрения юбилей города может обернуться против нас. "Гостиницы в расчете на массовый наплыв туристов увеличивают цены, ужесточают условия оплаты, что, естественно, не способствует росту туристского интереса, -- говорит руководитель СЗРО РАТА. -- Конечно, гостиницы оказались в непростой ситуации. Кроме туристов Петербургом заинтересовались и организаторы различных конференций и конгрессов. Все, словно сговорившись, решили провести свои мероприятия, будь то съезд пчеловодов или собрание сноубордистов, именно летом 2003 года. Поскольку многие направляют свои заявки не только напрямую в гостиницы, но также через несколько турфирм, гостиницы в итоге имеют в 2 раза больше заявок на бронирование, чем могут выполнить. Понятно, что некоторые из этих заявок дублируются во всех гостиницах города, при этом мероприятие может не состояться вообще. Ситуацию в целом никто не анализирует".<BR>В последнее время некоторые гостиницы приняли решение о том, что определенный процент номеров они будут отдавать под городские мероприятия по празднованию юбилея, а остальные номера получат в свое распоряжение турфирмы.<BR>