00:0013 февраля 200300:00
18просмотров
00:0013 февраля 2003
К рынку гостиничных услуг Петербурга в связи с предстоящим юбилеем города приковано всеобщее внимание. Что не мешает констатировать его плачевное состояние.
<BR><BR>К рынку гостиничных услуг Петербурга в связи с предстоящим юбилеем города приковано всеобщее внимание. Что не мешает констатировать его плачевное состояние.<BR><BR>Диагноз неутешителен: количество и качество гостиниц города совершенно недостаточно для развития в нем полноценного рынка гостиничных услуг.<BR>Малое количество отелей не способствует конкуренции за клиентов, эффективному ценообразованию, развитию дополнительных услуг и повышению качества обслуживания.<BR>Небольшое число гостиниц позволяет им держать высокие цены, не соответствующие качеству сервиса.<BR>По состоянию на 1 января 2002 года гостиничный комплекс Петербурга насчитывал 135 объектов размещения (16.989 номеров на 33.474 мест) различных категорий и форм собственности (гостиницы, хостелы, окрестные пансионаты, в том числе и ведомственные объекты). Комплекс включает в себя 75 гостиниц первого, среднего и экономического классов. Из них 20 отелей -- предприятия с принадлежащими городу пакетами акций.<BR>В рамках сложившейся в Петербурге системы сертификации услуг объектов размещения более 70% от общего количества объектов прошли обязательную сертификацию, из них 36 гостиниц получили от администрации города "звездную" категорию.<BR><BR><B>Основные тенденции</B><BR>В международной практике гостиничная индустрия считается одной из наиболее выгодных. Ежегодный прирост дохода операторов в сфере мирового туризма составляет в среднем 4,2%.<BR>Гостиничный сектор как стабильный источник валютного дохода и генератор деловой активности мог бы стать двигателем для экономики Петербурга. Для этого городу нужно создать эффективную гостиничную индустрию.<BR>Нехватка гостиниц ощущается во всех сегментах рынка: от дорогих до дешевых. Прежде всего городу необходимо строительство отелей среднего класса, так как спрос на услуги именно этой категории гостиниц преобладает.<BR>Одна из причин кризиса гостиничного комплекса -- неразвитость туристического рынка. Во всем мире существенный вклад в развитие гостиничной отрасли вносят потребности корпоративных клиентов. Если в Петербурге будет развиваться экономическое и деловое сотрудничество, можно будет рассчитывать на прирост объемов гостиничного рынка именно за счет людей бизнеса -- корпоративной клиентуры. Третьим основным потребителем гостиничных услуг является развивающийся "конгрессный сегмент", то есть организация конгрессов, семинаров, конференций и проведение их на территории гостиниц.<BR><B>Заполняемость</B><BR>Самая высокая заполняемость петербургских гостиниц приходится на период белых ночей. В существующих гостиницах на это время падает пик заполняемости -- 71-76%.<BR>Заполняемость гостиниц сильно зависит от сезона. Горячее время -- период с мая по октябрь, рождественские праздники, канун Нового года и первая неделя января.<BR>"Сгладить" сезонность способны проводимые в Петербурге международные и российские съезды и конференции.<BR>По данным Комитета по туризму и развитию курортов администрации Петербурга, например, заполняемость гостиниц в 2001 году по сравнению с 2000 годом увеличилась на 16,5%, а среднегодовая загрузка отелей составляет 50,5% и колеблется в зависимости от сезонности от 25 до 100%.<BR><BR>"Звездная болезнь"<BR>Персонал многих петербургских гостиниц еще не привык различать принципы "звездной" классификации гостиниц, разбираться в стандартах номеров разных категорий (см. стандарты "звездности" в табл. на стр. 19).<BR>Когда корреспондент "ДП" опрашивал петербургские отели, задавая им вопрос, кто к какому классу относится, нередки были ответы типа: "наша гостиница считается "три звезды", так везде написано" или "у нас место в четырехместном номере стоит 250 рублей".<BR>В Петербурге немало общежитий гостиничного типа так называемого туристического класса. Набор услуг и удобств здесь обычно очень скромный. Как правило, клиентами таких гостиниц выступают группы школьников.<BR>Гибкость в оплате услуг, например скидки на долгое проживание или для постоянных клиентов, для таких заведений совершенно не характерна. Как правило, такие заведения в Петербурге не имеют "звездочки" или это одна, максимум две звезды.<BR>Главное отличие гостиниц категории "две звезды" состоит в том, что они способны гарантировать постояльцам необходимые удобства в номере, включая телефон. Как правило, ориентация таких отелей прослеживается более четко -- это туристические группы.<BR>Самый востребованный и в то же время самый дефицитный в городе класс отелей -- это гостиницы, ориентированные на людей делового круга. Такие гостиницы, как правило, оснащены конференц-залом или бизнес-центром. В таких отелях учитывается сезонность и предоставляются скидки при длительном проживании.<BR>Отели категории "четыре звезды" обязаны отличаться вниманием к клиентам со стороны каждой из многочисленных служб гостиницы. Расчет в них идет на деловых людей, но им предоставляются более качественные условия, в том числе и для бизнес-деятельности. К дополнительным услугам можно отнести бронирование билетов на транспорт, в театр, заказ экскурсий.<BR>Категория "пять звезд" -- это сервис только по высшему разряду. Таких отелей в городе лишь пять (относятся к первому классу). Гостиничный рынок высокого класса Петербурга пополнился в 2001 году после открытия Radisson SAS Royal Hotel.<BR>Общим для большинства петербургских гостиниц (возможно, за исключением четырех ведущих) является отсутствие у них эффективных маркетинговых инструментов.<BR>Гостиницам недостает новаторских технологий, современных систем управленческого учета, систем повышения квалификации персонала, отделов по надзору за качеством.<BR><BR><B>Прогнозы</B><BR>По прогнозам экспертов и Комитета по внешним связям администрации Петербурга, ежегодное увеличение в городе (в период до 2008 года) спроса на места в гостиницах дорогого ценового сегмента составит 9,5%. В гостиницах среднего сегмента -- 9%, в гостиницах дешевого сегмента -- 5%.<BR>Реализация инвестиционных проектов строительства новых гостиниц всех категорий, а также проектов реконструкции и развития существующих гостиниц может к этому времени увеличить номерной фонд в Петербурге почти на 2000 номеров.<BR><BR><BR><B>Положение в гостиничном бизнесе</B><BR>В Петербурге насчитывается более 100 объектов для размещения туристов (около 34000 мест), среднегодовая загрузка отелей составляет 50,5%.<BR>Из указанного количества объектов 89 представляют собой собственно гостиницы. Из них пять отелей относятся к первому классу ("Астория", "Англетер", гранд-отель "Европа", "Невский палас", Radisson SAS).<BR>Группа гостиниц среднего класса состоит из 40 отелей (8053 номера на 14.507 мест). Их число увеличилось в связи с переходом в эту группу ряда гостиниц экономического класса, в которых проводились ремонт и реконструкция, повысилось качество обслуживания. Кроме того, в городе введено в эксплуатацию несколько гостиниц среднего класса с малым количеством номеров (менее 50) -- "Маршал", "Скандинавия", "Престиж", "Питерская" и другие.<BR>В 44 гостиницах экономического класса имеется 6174 номера на 13.104 места. Их количество возросло за счет перехода ряда ведомственных гостиниц в более высокий класс. Количество номеров в этой группе выросло после постепенного перевода отремонтированных офисных помещений в номерной фонд гостиниц. В категорию экономического класса также вошли хостелы (недорогие студенческие гостиницы), ранее выделявшиеся в отдельную группу. Количество ведомственных гостиниц в городе соответственно уменьшилось и составляет 38 объектов размещения (1825 номеров на 4149 мест).<BR><BR><B>(По данным Комитета по туризму</B><BR>и развитию курортов Администрации Петербурга )