Бизнес оптовиков провоцирует оптимизация

Оптимизация, к которой приходят и розница, и производство, вынуждает дистрибуторские компании меняться в лице.

<BR><BR>Оптимизация, к которой приходят и розница, и производство, вынуждает дистрибуторские компании меняться в лице.<BR><BR>Посредников становится меньше, только часть компаний, некогда начинавших оказывать посреднические услуги, закрепилась на этом сегменте. Тем не менее, как утверждают многие игроки рынка, в том виде, в каком оптовики работают сейчас, им осталось 3-4 года. Это обусловлено развитием розничных сетей (особенно с наступлением западных компаний), появлением прайватлейблов и т.д. Несмотря на то что дистрибьюторы представляют собой отдельный бизнес, оперирующий адресной базой, логистикой и так далее, их зависимость от производителя, а также сокращение расстояния между производством и потребителем сказываются на уменьшении прибыли. Процесс падения прибыли дистрибьюторов начался пару лет назад. Наиболее крупные и продвинутые компании уже диверсифицируют свой бизнес.<BR><BR><B>Розница манит</B><BR>Валерий Кононенко, генеральный директор оптовой компании "Темп Первый" (которой принадлежит розничная сеть "Находка", представляющая в Петербурге 13 магазинов), для сохранения бизнеса оптовиков видит только два выхода: уход в собственное производство или розницу. "Когда мы рассчитывали инвестиции, они были практически одинаковы, но мы выбрали розницу, поскольку ее влияние, на примере той же Восточной Европы, будет увеличиваться. Собственно, это показал нынешний Новый год: в отличие от прошлых лет, самую большую прибыль получили именно крупные сети, где потребители, закупая большое количество продукции, смогли существенно сэкономить". По мнению Сергея Ружина, генерального директора Торгового дома "Эс.Пи.Ай -- Северо-Запад", в отличие от Москвы, сети которой начинали развиваться с супермаркетов, Петербург -- город дискаунтеров, которые больше заинтересованы в сокращениях издержек и, соответственно, ориентированы работать напрямую с производителями.<BR><BR><B>Производная функция</B><BR>ООО "Велис", компания, занимающаяся оптовой торговлей мясопродуктами, стремится приблизиться к рознице и производству одновременно. В начале этого года была выделена розничная компания "Велис Ритейл", специализирующаяся на прямой доставке в розницу (сместив акцент "Велиса" на оптовых клиентов). К марту компания намерена завершить строительство мясокомбината "Эконорд". "Уже давно было понятно, что маржа на высококонкурентном рынке мяса никого не устраивает: в ближайшие месяцы будет установлено квотирование на импортное мясо, и достанутся квоты именно производителям. Ориентироваться на получение добавленной стоимости с помощью переработки мяса было очень логично", -- считает Владислав Таращенко, директор по маркетингу компании.<BR>По второму пути вложения в производство несколько лет назад пошли многие компании -- РВВК, "Руст" и др., в прошлом только оптовики. Около года назад в этот процесс включилась компания "Евро-алко", вложив в производство собственного водочного брэнда "Гостиный двор". По мнению генерального директора "Евро-алко" Михаила Антиповского, будущее за финансово-промышленными группами, которые наиболее обезопасили себя от внешних воздействий. Соответственно, оптовикам желательно вкладывать деньги и в производство, и в марку, и в дистрибуцию, и желательно в розницу (которую также в перспективе рассматривает компания). "В этом году в наших планах -- вывод на рынок нескольких брэндов, кроме того, мы продолжим проект по импорту, это тоже неизбежный путь дистрибуторских компаний". По мнению Михаила Антиповского, развития у компаний, не ставящих перед собой подобных задач, не будет.<BR><BR><B>Чтоб не пропасть поодиночке</B><BR>"Я вижу несколько больше вариантов и подвариантов трансформации оптовых компаний, -- комментирует Сергей Ружин, -- это слияние крупных игроков (пример ИММС и "Эдельвейс"), что позволяет расширить ассортимент и клиентские базы. В перспективе, на мой взгляд, можно ожидать и межрегиональные слияния. Другой путь -- объединение с розницей, что сделал "Юнилэнд", образовавший с рядом универсамов города "Юнисамы". Кроме того, возможно освоение новых для компаний сегментов, что будет расширять ассортимент дистрибьютора".<BR>Между тем, по мнению Сергея Ружина, освоение новых бизнесов, таких, как розница и производство, может привести к противоречиям внутри компании. "На Западе от этого давно отошли, даже в рамках одной компании там стремятся разделить дистрибуторские и производственные функции, поскольку управляемость разросшейся системой снижается, кроме того, у этих подразделений много противоречивых интересов".<BR>"Оптовики, безусловно, останутся, но в очень небольшом количестве: они будут комплексно обслуживать сети. На Западе 60-70% розницы рынка занимают сетевые компании, и, чтобы работать с такими гигантами, нужно иметь специфичес-<BR>кую структуру, поскольку начинается эпоха оптимизации всех процессов. Возможно, какие-то оптовые компании перейдут на обслуживание прайватлейблов сетей. Я думаю, выживут только крупнейшие компании, которые при маленькой марже смогут выигрывать на оборотах", -- прогнозирует Сергей Ружин.<BR>