00:0016 октября 200200:00
105просмотров
00:0016 октября 2002
Автобус с туристами подъехал к парадным воротам дворца султана. Гид предупредил, что фотографировать дворец можно только с этого места, любые попытки получить изображение, отличающееся от открытки, будут преследоваться автоматчиками.
<BR><BR>Автобус с туристами подъехал к парадным воротам дворца султана. Гид предупредил, что фотографировать дворец можно только с этого места, любые попытки получить изображение, отличающееся от открытки, будут преследоваться автоматчиками.<BR>Пробовать автоматчиков на прочность не хотелось, поэтому пришлось подчиниться. Пятидесятилетний султан Кабус, чей дворец такая большая тайна, на самом деле главная достопримечательность Омана, небольшого государства, расположенного на восточном побережье Аравийского полуострова. Султан здесь сродни Эрмитажу или Петропавловской крепости. Султана "продают", он -- движущая сила оманского бизнеса. О чем бы ни шла речь, разговор практически всегда упирается в одно и то же -- султана, с небольшими вариациями на тему Аллаха. Продажи своеобразного сувенира, на котором арабской вязью выписано "султан", идут так же хорошо, как продажа эйфелевых башенок в Париже. Всего-то и разницы, что в Омане торговля идет под палящим солнцем, в запахах благовоний и по восточным обычаям. Султан -- туристическая достопримечательность, но об его жизни практически ничего не известно. Он косвенно владеет всеми предприятиями на территории страны, но он как отец родной всем ее жителям. Хотя султан открывает Оман для туристов, он не может победить ортодоксальность местного быта.<BR><BR><B>Царь и бог</B><BR>Оман одна из немногих стран в мире, где все принадлежит одному человеку -- несложно догадаться, кому. Султану в прямом смысле этого слова принадлежит все, даже бензоколонки Shell, которых здесь, кстати, предостаточно. Любое европейское или американское предприятие, которое выходит на рынок Омана, должно быть готово к тому, что султан или подчиненные ему структуры станут его акционерами.<BR>По причине единовладения в стране нет налогов, зато создан действенный механизм социальной помощи. Любой гражданин может обратиться к султану с просьбой, которая рано или поздно будет исполнена. Местные жители рассказывают, что раньше существовал обычай, когда правитель Омана проезжал по улицам Маската и раскидывал деньги. Говорят, по пути его следования выстраивались толпы просящих.<BR>Теперь султан действует более цивилизованно: он учился в Англии и знает, как устроен бюрократический аппарат. При нем была создана специальная канцелярия, которая рассматривает любые просьбы подданных. Рано или поздно практически все они удовлетворяются. Водитель Абу, обслуживающий сафари в пустыне Вахиба, рассказывает, что уже попросил султана ссудить денег на свадьбу. Здесь до сих пор принято выплачивать выкуп за невесту ее родителям, а у Абу нет необходимой суммы в 5 тысяч реалов (примерно $14 тысяч). Возвращать деньги султану Абу не придется. Кстати, обратиться с просьбой к султану могут и эмигранты.<BR><BR><B>Султан с прогрессом</B><BR>Вообще-то, Оман до недавнего времени был чрезвычайно закрытой страной. Здесь свято блюли традиции, часть которых сохраняется и поныне -- например, сухой закон, смертная казнь за наркотики, обязательное повиновение воле родителей, а также безоговорочная вера в Аллаха. То, что сегодня Оман выходит на международный туристический рынок, оманские менеджеры могли бы объяснить лишь одной фразой: "султан прогрессивный попался". История прихода Кабуса к власти сродни восточным сказкам. Когда наследник вернулся из Лондона на родину, отец, опасаясь переворота, изолировал образованного сына. Однако, договорившись с охранником, вооруженным оманским кинжалом, Кабус сумел освободиться из плена -- а затем, собрав сподвижников, учинил переворот. Не так давно султан объявил новые приоритеты экономического развития страны, суть которых в следующем: "нефти осталось мало, надо искать новые источники дохода. А именно, хорошо бы зарабатывать на туризме".<BR><BR><B>И мы побежали</B><BR>Сразу после обнародования этих основополагающих принципов оманцы, ведомые отцом родным султаном Кабусом, приступили к строительству туристического рая. При этом предприятие "Оманский туризм" -- это явно общество с ограниченной ответственностью. Бизнесмены от туризма не могут построить здесь клубы и рестораны, потому что в стране сухой закон и нет проституции. Здесь не принято строить памятники людям, поэтому все памятники возводят в честь предметов, например курильницы. Здесь практически нет достопримечательностей в европейском понимании, поэтому султану пришлось построить третью в мире по величине мечеть. Мечеть действительно поражает своими размерами и убранством. Белоснежный итальянский мрамор сияет на солнце до рези в глазах, а хрустальные люстры от Swarowski заставляют задуматься, во сколько обошлась эта красота.<BR>Глобализация достигла уже такого масштаба, что национальные арабские одежды, мужские рубашки джидаши, привозят сюда из Японии, а сандалии -- из Италии.<BR><BR><B>То, что нравится</B><BR>Кстати об одежде: здесь действительно ходят в национальных одеждах, а многие женщины закрывают лицо и носят длинные черные платья. Но делают это не из-за фанатичной приверженности традициям, а потому, что так удобнее. Здесь вообще пытаются заимствовать из европейской цивилизации только то, что действительно необходимо. Удобны кондиционеры -- значит, они будут везде, даже в лавках на рынке. Удобна мобильная связь -- значит, телефон будет болтаться на веревке даже в хижине бедуина.<BR>Султан, заботясь о бедуинах, строит для них дома. Однако бедуинам это не нужно: они живут в дареных домах от силы день, а потом снова уходят в пустыню. Не сумев привить жителям пустыни цивилизацию, султану пришлось продавать туры в их первобытные жилища.<BR>