Щебень стремительно растет в цене

Крупные инвестиционные проекты в области дорожного строительства в регионе, в первую очередь кольцевая автодорога и дамба, вызвали скачок спроса на щебенку. За последний год было объявлено о возрождении и развитии нескольких карьеров в Ленинградской облас

<BR><BR>Крупные инвестиционные проекты в области дорожного строительства в регионе, в первую очередь кольцевая автодорога и дамба, вызвали скачок спроса на щебенку. За последний год было объявлено о возрождении и развитии нескольких карьеров в Ленинградской области.<BR><BR>Но если вопросы разработки, можно не сомневаться, инвесторы сумеют решить, то каким образом будут рекультивированы эти земли, пока остается неизвестным. В области на сегодня не существует такого опыта. Как правило, после выработки карьера выравниваются отвалы породы, частично восстанавливаются лесопосадки, а пустые выработки попросту затапливаются водой.<BR>Конкретные механизмы восстановления земель ландшафтов нигде не прописаны. В случае вырубки лесов владелец карьера обязан восстановить их после закрытия карьера. Владельцы карьеров пока особо не задумываются над этой проблемой. Срок окончания выработки на большинстве карьеров в Ленобласти наступит через 20 и более лет. Бизнес пока привык планировать лишь на несколько лет вперед.<BR>Получить комментарий по этому вопросу в правительстве Ленинградской области в момент подготовки материала не удалось. Скорее всего, до тех пор, пока область не столкнется с этой проблемой, о ней и не вспомнят.<BR>Можно привести один из примеров оригинальной культурной рекультивации карьера по-шведски. На месте выработки одного из карьеров недалеко от Стокгольма решили обустроить концертную площадку. На дне карьера, частично затопленного водой, располагается плавучая сцена. На сухой части дна располагаются места для зрителей.<BR>Сочетание водного основания и каменных стен создают уникальную акустику этой площадки. Звезды первой величины приезжают в "карьер", чтобы поразить зрителей своими возможностями.<BR><B>Рынок на подъеме</B><BR>Основными игроками на рынке щебня кроме областных производителей также являются предприятия Республики Карелия. Кроме того, свои виды на петербургский и областной рынок щебня, объем которого оценивается экспертами примерно в 5 млн м3 в год, имеют белорусские и украинские предприятия.<BR>Участники рынка отмечают еще одну тенденцию. Дорожно-строительные компании приобретают небольшие дробильные установки, сами закупают сырье в карьерах и производят щебень для собственных нужд. В связи с бурным развитием дорожного строительства цены как на щебень в целом, так и на кубовидный щебень (в обязательном порядке применяемый при строительстве крупных магистралей) стали расти. По оценке представителей карьера "Петровский", с мая 2002 года по октябрь они увеличились на 16%.<BR>Из-за большого спроса на щебень на развитии петербургского и областного рынка практически не сказалось изменение законодательства, которое лишило собственников песчаных и каменных карьеров обособленного положения и приравняло к собственникам нефтяных и газовых скважин. Если раньше при расчете сборов за право использования недр были предусмотрены механизмы, снижающие их затраты, то теперь они, как и те же нефтяники, платят 4% от стоимости добытых полезных ископаемых.<BR>Так, уже в начале 2003 года ОАО "ПО "Ленстройматериалы" планирует запустить завод по производству кубовидного щебня из габброидов стоимостью $6,2 млн. Строительство завода, начавшееся в 2001 году, производится на базе месторождения "Островское", располагающегося в том же районе, что и "Петровский". Таким образом, в следующем году в регионе появятся уже два крупных предприятия, производящих кубовидный щебень.<BR><BR>Форма или содержание?<BR>В последнее время у производителей щебня расходятся мнения относительно того, что считать кубовидным щебнем. По мнению некоторых экспертов, кубовидный щебень -- это щебень, отличающийся не только специфической формой, позволяющей ему выдерживать нагрузки, но и обязательно производимый из габброидов, более прочного материала, чем гранит. Другие специалисты настаивают на том, что кубовидным щебнем можно и нужно называть (и, соответственно, использовать при строительстве верхних слоев дорожных покрытий) щебень, произведенный на специальном оборудовании из гранита различных пород.<BR>i