Менеджеры охотятся на дополнительные умения и навыки

Для повышения квалификации в Петербурге созданы все условия. Из двух сотен учебных заведений, пожалуй, нет ни одного, при котором не было бы организовано обучение без отрыва от производства.

<BR><BR>Для повышения квалификации в Петербурге созданы все условия. Из двух сотен учебных заведений, пожалуй, нет ни одного, при котором не было бы организовано обучение без отрыва от производства.<BR>Желающие могут выбрать кратко- иди долгосрочные курсы, дистанционное обучение за рубежом или двухдневные тренинги. Все зависит от притязаний клиентов и их финансовых возможностей.<BR><BR><B>Школа для менеджера</B><BR>Программы дополнительного обучения и образования имеются как при существующих вузах, так и при специально организованных заведениях. Разобраться во всем многообразии курсов весьма сложно, но клиентов хватает на всех.<BR>Все школы и курсы повышают собственную привлекательность тем, что обещают "подготовить профессиональных менеджеров без отрыва от производства". Однако в большинстве учебных заведений это выливается в подобие вечернего или заочного обучения. К тому же "ученик" занимается по программе, часто имеющей весьма отдаленное отношение к его рабочей деятельности. Есть и другие варианты. "У нас человек в качестве примера использует собственную трудовую деятельность, свое рабочее место. Такая схема образования гораздо более эффективна, чем "теоретизирование", -- считает директор Открытой школы бизнеса Борис Федоров.<BR>Все учебные заведений дополнительного образования ставят основной акцент на подготовке профессиональных менеджеров. В основном обучение проходит по зарубежным программам, приспособленным к отечественной действительности. Многих клиентов устраивает схема удаленного обучения, при котором "ученик" получает комплект аудио- и видеопособий, учебно-методических материалов, а также план-график работы. При наличии вопросов возможна "обратная связь". По окончании курса устраивается итоговая контрольная работа.<BR><BR>Вас много, а я одна!<BR>Рост количества школ в городе сдерживается лишь ограниченным числом преподавателей. Зачастую один и тот же преподаватель работает в нескольких компаниях, обучая сегодня менеджеров-продавцов, а завтра читая лекции для управленцев. В последнее время наметилась тенденция привлечения к преподавательской деятельности тех, кто собаку съел в бизнесе и управлении. В ряде бизнес-школ одним из основных критериев при подборе преподавателя-консультанта является его работа в реальной компании. Генеральный директор какой-либо фирмы может выступать (и порой выступает) преподавателем-консультантом.<BR>К преподавателям кроме реального опыта выдвигаются и другие требования. В разных школах они различны: возможны требования прохождения дополнительной подготовки, наличие полного бизнес-образования, стажировка, а также личностные характеристики "установленного образца".<BR>Обычно штат компаний, предоставляющих услуги по образованию и обучению, не слишком велик: 10-20 человек. Политика в отношении собственного персонала в каждой компании различна. В одной школе у сотрудников есть возможность зарабатывать в других местах. С работниками другого образовательного учреждения может быть заключен эксклюзивный контракт.<BR><BR><B>Клиент созрел</B><BR>Основной поток клиентов -- так называемые корпоративные. Корпорации постоянно направляют собственный персонал всех уровней на курсы повышения квалификации. Доля постоянных клиентов достигает 80%. Остальные приходят на курсы по рекламным объявлениям в СМИ. Более того, многие курсы и школы предпочитают работать исключительно с корпоративными клиентами и попросту не набирают группы, состоящие из жаждущих знаний индивидуалов. "Помимо того, что мы работаем с персоналом разного уровня, мы готовим программы для топ-менеджеров. Есть управленцы, которые заказывают тренинг исключительно под себя. В этом случае можно даже говорить об индивидуальных занятиях с тренером. Однако все же в большинстве случаев мы стараемся сформировать группу: необходимо, чтобы звучало много мнений и были видны разные модели поведения", -- уверена менеджер по работе с клиентами ООО "Концепт" Елена Лазарева.<BR>Другой путь к знаниям лежит через рекомендации знакомых, уже побывавших в учебных заведениях. Есть еще один способ привлечения клиентов. "Над поиском клиентов работают наши консультанты по продажам, у которых есть своя клиентская база. Они встречаются с потенциальными клиентами, ведут переговоры, и в итоге очень часто клиент из потенциального превращается в реального", -- говорит старший консультант компании "Меркури Интернейшнл" Олег Щеглов.<BR><BR><B>Тренинг для топа</B><BR>Особое место в подготовке персонала занимают тренинги. В последнее время их проводится довольно много. Всего в Петербурге проведением тренингов занимаются несколько десятков компаний. Существует две группы тренингов -- психологические, способствующие личностному росту или формированию определенных личных качеств, и тренинги, касающиеся профессиональных вопросов.<BR>Различаются и компании, предлагающие услуги по проведению тренингов. Институт тренинга, например, занимается исключительно проведением тренингов. Другие организации предлагают массу дополнительных услуг -- проведение бизнес-семинаров, консультирование, услуги по набору персонала. Рекрутинговые агентства давно включили проведение тренингов в перечень своих услуг. "Компания, с которой мы работаем, заинтересована в получении большого количества услуг. Правда, тренинги у нас -- вещь вспомогательная, и заказывают их не каждый месяц", -- говорит генеральный директор службы персонала ООО "Арлон" Алексей Чуркин. Кроме того, в городе есть тренеры-индивидуалы, которые ищут клиентов и работают с ними самостоятельно.<BR>Сейчас наиболее популярны тренинги по продажам, но наметилась и другая тенденция. "Последний год все больше поступает заявок на обучение руководителей -- не только "топов", но и менеджеров среднего звена. В процессе занятий формируется умение работать с подчиненными, построение команды. Часто заказывают тренинги, обучающие навыкам эффективных презентаций, очень востребована тема, связанная с мотивацией", -- перечисляет Елена Лазарева.<BR>"Сегодня потенциальные клиенты все больше осознают необходимость и важность дополнительного образования или обучения. В отечественных компаниях, вслед за западными, руководители начали уделять пристальное внимание обучению персонала на всех уровнях. Наиболее популярны вопросы обслуживания клиентов и формирование умения руководства людьми и отделами", -- резюмирует Олег Щеглов.<BR><BR><BR>