"Транзас" платит по долгам

В прошедшую пятницу была объявлена официальная дата торжественного открытия морского тренажерного центра "Меритурва" (Meriturva) в Хельсинки. Данный проект реализуется петербургской компанией "Транзас" в счет частичного погашения долгов бывшего СССР перед

<BR><BR>В прошедшую пятницу была объявлена официальная дата торжественного открытия морского тренажерного центра "Меритурва" (Meriturva) в Хельсинки. Данный проект реализуется петербургской компанией "Транзас" в счет частичного погашения долгов бывшего СССР перед Финляндией.<BR>Запуск комплекса стоимостью $5,4 млн состоится 8-9 октября 2002 года. Большой тренажерный комплекс "Транзас" предназначен для обучения и совершенствования профессионализма командного состава любых классов судов и операторов систем управления движением. С учетом поставки данного комплекса центр "Меритурва" станет одним из крупнейших тренажерных центров в Европе.<BR>Планируется, что в рамках этого торжественного мероприятия будет проведен семинар о возможности урегулирования задолженности бывшего СССР подобным образом и перед другими странами. Компанией "Транзас", ФГУП "ВО "Машиноэкспорт" и центром "Меритурва" будут приглашены представители Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства транспорта РФ, а также организаций, участвовавших в этом проекте. Ожидается присутствие представителей различных, в том числе и морских, администраций большинства европейских государств и организаций, заинтересованных в данном проекте.<BR><BR><B>Технологии вместо сырья</B><BR>Поставка судового тренажерного комплекса "Транзас" осуществлялась согласно договору от 18 апреля 2001 года, заключенному между ФГУП "Внешэкономическое объединение "Машиноэкспорт" и морским учебным центром "Меритурва" на основании соглашения между правительствами РФ и Финляндской республики о частичном урегулировании задолженности бывшего СССР перед Финляндией от 28 ноября 2000 года (см. "ДП" №70/01, www.dp.ru).<BR>Тогда Правительству РФ впервые удалось договориться, что в счет обслуживания кредиторской задолженности перед иностранным государством будет поставляться высокотехнологичная продукция. Ранее в расчетах по "гражданским" долгам Россия поставляла сырье или продукцию первичного передела (обработанное сырье).<BR>Согласно межправительственному соглашению по частичному урегулированию долговых обязательств, подписанному 28 ноября 2000 года, в течение 3 лет Россия должна выплатить Финляндии долги на сумму $32 млн. Самые крупные заказы на поставку товаров в Суоми получили предприятия Петербурга.<BR>С российской стороны уполномоченным по подписанию контрактов на поставку продукции в счет урегулирования "гражданских" долгов является ФГУП "ВО "Машиноэкспорт". ВО уже осуществляет поставки продукции в Уругвай ($54 млн) и Венгрию, а также ведет работу по получению дебиторской задолженности в виде продукции с Алжиром, Сирией, Индией, Китаем.<BR>Как заявлял в 2001 году председатель ФГУП "ВО "Машиноэкспорт" Валентин Трофимов, особенность данных поставок в Финляндию в том, что покупатели имели контакты с поставщиками из России еще до подписания межправительственного долгового соглашения. "Поэтому переговоры велись уже в счет прямых закупок, -- отметил он. -- И никакого конкурса среди поставщиков не проводилось".<BR>Среди компаний -- участников проекта погашения долгов по данному соглашению -- ОАО "Внедрение научных и инженерно-технических инноваций" (ВНИТИ), Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры имени Д.В. Ефремова (НИИЭФА) -- наиболее крупный контракт у "Транзаса".<BR>На втором месте по сумме заказа -- гидроформовочная машина производства ВНИТИ -- около $4 млн. НИИЭФА сделает для Финляндии циклотрон -- прибор, вырабатывающий специальные частицы для лечения опухолей, стоимостью $2,5 млн.<BR><BR><B>Виртуальные</B><BR><B>путешествия</B><BR>В состав навигационного тренажерного комплекса "Транзас" входят четыре полномасштабных ходовых мостика, операторская станция системы управления движением судов и станция инструктора, а также тренажеры судовых энергетических установок, связи ГМССБ, грузо-балластных операций, тренажеры по ликвидации разливов нефти и тренажеры специализированной подготовки операторов.<BR>Кроме этого возможна проработка специальных задач по борьбе за живучесть, поисково-спасательным операциям, швартовым операциям, операциям с буксирами, ледовому плаванию. В состав комплекса включены электронно-картографические навигационно-информационные системы (ЭКНИС) производства "Транзас", использующиеся на подавляющем большинстве финляндских судов и являющиеся важнейшим средством для обеспечения безопасности мореплавания в стесненных условиях плавания в Скандинавском регионе.<BR>В состав тренажеров включена также большая библиотека районов плавания, охватывающая все важнейшие для мирового судоходства районы, проливы, порты. Специально для тренажерного центра "Меритурва" разрабатывается полная библиотека районов плавания Финляндии, включающая все фарватеры с обязательной лоцманской проводкой, общей протяженностью более 2 тыс. км.<BR><BR>