Компании ставят на подъем экономики и маркетинг

По мнению участников петербургского рынка, аудит и консалтинг превращаются в полноценный и цивилизованный сегмент экономики. Появилось законодательство, растет конкуренция, происходят слияния и банкротства компаний.

<BR><BR>По мнению участников петербургского рынка, аудит и консалтинг превращаются в полноценный и цивилизованный сегмент экономики. Появилось законодательство, растет конкуренция, происходят слияния и банкротства компаний.<BR>Суждениями о том, что характерно для сегодняшнего рынка, как меняются взаимоотношения фирм и клиентов, в чем отличие петербургского и столичного рынков, делятся руководители аудиторских компаний города.<BR><BR>Зорина Мыскова, генеральный директор ЗАО "БДО Руфаудит-Петербург":<BR>"Емкость консалтингового рынка в Петербурге стабильно увеличивается. Появились по аналогии с московскими аудиторскими компаниями предложения типовых продуктов. Например, пакеты рекомендуемой документации по налоговому учету. Востребованность таких предложений -- дело будущего, однако их появление на рынке говорит о наличии консультационных технологий, о которых еще год назад, за небольшим исключением, говорить не приходилось.<BR>Кроме того, у петербургских фирм есть примеры удачных проектов, реализованных не только в регионах, но и в Москве. А также примеры удачной конкуренции с компаниями "большой пятерки". Кажется, в прошлом остаются провинциальные комплексы крупных петербургских аудиторских компаний". <BR><BR>Александр Третьяк, генеральный директор ЗАО "Что делать консалт":<BR>"Принятый закон об аудиторской деятельности говорит о том, что рынок становится цивилизованным. В самом законе заложена тенденция к укрупнению и вымыванию мелких фирм.<BR>Петербургский рынок в своем развитии отстает на 2 года от Москвы".<BR><BR>Петр Тришин, генеральный директор ООО "Северо-Западное Управление антикризисных Проблем":<BR>"Существует противоречие во взаимоотношениях между заказчиками и аудиторами, так как не всегда совпадает то, как должно быть, и то, как хочет клиент. По закону запрещено влиять на аудит. И если, с одной стороны, аудитор независим, то с другой -- ему платят деньги.<BR>Развитие аудиторских компаний в настоящее время возможно за счет клиентов, которые пока не обслуживались либо имели "разовый" аудит".<BR><BR>Владимир Романовский, директор Института проблем предпринимательства:<BR>"Если рынок и растет, то на ожиданиях. Если и есть инвестиционный интерес к рынку, то это к рынку недвижимости. Петербургский рынок находится в стагнации.<BR>В Москве рынок консалтинга -- это отдельный рынок. Серьезную долю рынка занимают компании, которые не на слуху, но имеют крупных клиентов. Многие фирмы работают и ищут клиентов в регионах, считается, что больше денег за Уралом".<BR>Если к нам придут "Газпром", Центробанк, большие портовые заказы, то рынок будет развиваться быстрыми темпами. Крупные клиенты и сопутствующая инфраструктура будут обеспечивать заказами крупных консультантов. Это даст возможность развиваться небольшим компаниям.<BR>Крах некоторых компаний на рынке стал аргументом для работающих аудиторов, иллюстрацией того, когда делают недобросовестную работу, появилась возможность доказать, что клиент должен быть заинтересован в честной проверке: "видите, что бывает, когда, не делая работу, ставят печати".<BR><BR>Петр Яковлев, генеральный директор ООО "Аудит -- Санкт-Петербург":<BR>"На мой взгляд, происходит общее снижение доверия клиентов к компаниям "большой пятерки". Глобально это может стать началом перераспределения рынка и возможности подтянуться и развиться средним компаниям. Некоторые клиенты от иностранцев переходят к крупным российским компаниям".<BR><BR>Юрий Воропаев, генеральный директор ЗАО "МКД":<BR>"В последнее время консалтинг начинает приобретать черты, узнаваемые западными пользователями. Консультационные и аудиторские фирмы России предлагают услуги, результаты которых уже не стыдно показать западным менеджерам и инвесторам.<BR>Некоторые российские консультанты утверждают, что у России свой путь и свои особенности, поэтому применение западных технологий консультантами не приносит желаемого результата. Часто они правы, так как много случаев, когда клиент получает за большие деньги переложение учебника по менеджменту. Но это говорит не об убожестве технологий, а о недобросовестности консультанта.<BR>Крупные российские консалтинговые фирмы строят свой бизнес по принципу производства услуг. Здесь им приходится создавать все атрибуты современного производства. Таким образом, они сами остро нуждаются в современных технологиях".<BR><BR>Николай Конанов, генеральный директор ИНСЭИ:<BR>"К тенденциям, на мой взгляд, относится резко возросшая конкуренция, в том числе и недобросовестная (наблюдается экономически необоснованный демпинг). Происходит передел рынка, связанный прежде всего с переделом собственности (смена собственника аудируемого субъекта).<BR>Скорее всего, объем аудиторских услуг в текущем году по сравнению с 2001 годом не увеличится, так как обязательному аудиту в 2001 году подлежала отчетность федеральных государственных унитарных предприятий как за 1999-й, так и за 2000 год (т.е. дважды). В текущем же году проверяется отчетность этих экономических субъектов только за 2001 год.<BR>Перечисленные тенденции, на мой взгляд, особенно характерны для банковского аудита".<BR><BR>Виталий Антощенко, президент ЗАО "Объединенная консалтинговая группа":<BR>"Начать бизнес в консалтинге становится все дороже. Рынок аудита, с точки зрения государства, достаточно свободен. На российском рынке нет, как в Казахстане, того, что аудитор отвечает всем своим имуществом, или как в Эстонии, где фиксировано число аудиторов (их не может быть больше определенного числа).<BR>Кроме того, появляется все больше клиентов из мелкого и среднего бизнеса.<BR>Основная разница между московским и петербургским рынком заключается в том, что средний московский бухгалтер вполне может работать на петербургском рынке консультантом, так как профессиональный уровень такого бухгалтера выше, чем у среднего бухгалтера Петербурга".<BR><BR>Юрий Лаптев, генеральный директор ООО "Балт-Аудит-Эксперт":<BR>"Промышленный рост закончился, наблюдается экономическая стагнация. Поэтому возникают трудности и нужен грамотный маркетинг. Поэтому потребность со стороны промышленных предприятий в консультантах все время растет.<BR>На мой взгляд, тенденцией является и то, что люди уходят из консалтинга в бизнес и становятся блестящими менеджерами.<BR>Для нас большая проблема -- работа с молодежью, мы вкладываем в них на протяжении 2-3 лет, потом они уходят либо на более выгодные условия, либо в тот же бизнес. Вообще, отток кадров характерен для всего консалтинга, то есть это как ступенька для перехода в практику, в бизнес.<BR>Часто у менеджеров и без консультанта есть возможность для свободного маневра. И они в этом случае не заинтересованы в долгосрочном планировании и развитии, которое необходимо предприятию".<BR><BR>Андрей Ребров, генеральный директор ООО "АРС-Консалт":<BR>"Рынок становится цивилизованным, конфликт интересов между компанией и клиентом сходит постепенно на нет.<BR>На мой взгляд, рынок стал крепче, в том числе и за счет изменений в законодательстве. Имеется в виду глава 25 Налогового кодекса. Эти изменения порождают спрос на аудиторские услуги".<BR><BR>Татьяна Искровская, генеральный директор ЗАО "Аудит-СП":<BR>"Принятые нововведения в законодательстве, в том числе и налоговом, усложняют, увеличивают трудоемкость работы с клиентами. Поэтому эффективность снижается, так как растут трудозатраты. И, даже если при этом растут заработки, рост выручки не соответствует росту затрат.<BR>Существуют противоречия, так как требования аудита, продиктованные стандартами, не всегда соответствуют требованиям заказчика.<BR>К сожалению, аудит пока остается квазистрахованием от налоговых проверок. То есть схема взаимоотношений между клиентом и аудитором в основном сводится к поиску отклонений в бухгалтерии и к избавлению от налоговых последствий".<BR><BR>Татьяна Ермакова, генеральный директор ЗАО "ИнкасАудит":<BR>"Московский бизнес все больше пытается проникнуть на петербургский рынок. Московские компании все чаще покупают доли предприятий, недвижимость, следовательно, за своим бизнесом приводят своих московских аудиторов.<BR>После принятия закона "Об аудиторской деятельности", если его немного внимательней прочесть, у нас есть официальное право заниматься сопровождением бизнеса. Аудиторам, выходящим на этот рынок, нужны опыт, необходимое число специалистов.<BR>Из-за того что на рынок приходят москвичи, нам приходится снижать цены, что сказывается на рентабельности бизнеса. Поэтому кроме снижения цены и наращивания объемов петербургским аудиторам необходимо развивать новые сферы услуг".<BR>