Петербургские логистики примеряют московские технологии

Логистическая схема работы службы дистанционной продажи и доставки продуктов на дом ЗАО "Служба 78" основана на технологии, приобретенной у московской компании "Служба 77" и программном обеспечении собственной разработки.

<BR><BR>Логистическая схема работы службы дистанционной продажи и доставки продуктов на дом ЗАО "Служба 78" основана на технологии, приобретенной у московской компании "Служба 77" и программном обеспечении собственной разработки.<BR>Акционерами нового предприятия стали холдинг Александра Аладушкина и группа компаний "Торговля от "Петмола". По словам Александра Аладушкина, условия приобретения технологии являются коммерческой тайной, но представители московских партнеров участвуют в реализации проекта на правах владельцев интеллектуальной собственности. В целом инвестиции в проект по созданию службы дистанционной продажи и доставки продуктов на дом ЗАО "Служба 78" превысили $1 млн.<BR>В основе технологии лежит программное обеспечение, установленное в группе компаний "Торговля от "Петмола". Адаптация программного обеспечения и внедрение системы в ЗАО "Служба 78" заняло порядка 3 месяцев (строительство локальной сети, закупка компьютеров и т.п.), работы по его совершенствованию продолжаются. В единую сеть объединили 31 автоматизированное рабочее место.<BR>Программа предусматривает сквозной учет поступления товаров, их передвижения по складу, учитывает заявки клиентов, позволяет анализировать текущие данные о продажах (например, выявлять лидеров продаж по дням, месяцам и т.п.). Программа позволяет осуществлять функции бухгалтерского учета, на ее базе создан оперативный и складской учет.<BR>Информационная система также рассчитывает маршрут оптимального движения автомобилей службы доставки по Петербургу. Правда, программа не умеет отслеживать пробки на петербургских улицах. Это делают логистики, в обязанность которых входит знание текущей дорожной ситуации в городе. Информацию о пробках они получают из специальных выпусков FM-радиостанций, а также от собственных водителей- экспедиторов. Конечное решение о маршруте принимает водитель-экспедитор. На эту должность принимают только опытных и хорошо знающих город водителей, умеющих самостоятельно принимать решения об оптимальном маршруте. Каждая машина оснащена мобильным телефоном, в случае попадания в "глухую" пробку водитель обязан сообщить об этом оператору обратной связи, а он, в свою очередь, договаривается с клиентом о возможности задержки выполнения заказа.<BR>"Начальник отдела доставки хочет, чтобы все водители-экспедиторы были сплошь молодые обаятельные мужчины, а начальнику транспортного отдела в первую очередь нужны водители-профессионалы. Важно найти решение, оптимальное для обеих служб", -- говорит генеральный директор ЗАО "Служба 78" Андрей Козлов.<BR><BR><B>Послушались москвичей</B><BR>Для службы доставки купили 30 автомобилей "ВИС- 2345" (грузовик на базе "ВАЗ-2105"). Эту модель выбрали по рекомендации московских партнеров. "Они пробовали также и грузовички на базе "девятки", но эта машина чаще ломается и меньше поднимает груза. Наши акционеры приняли решение купить именно "ВИС-2345". Пока эти авто себя оправдывают", -- говорит Андрей Козлов. Специально для обслуживания парка автомобилей создана техническая служба, оборудован аварийный автомобиль.<BR>Вдобавок к грузовым "Жигулям" в ЗАО "Служба 78" планируют приобрести несколько (3-5 штук) мотоциклов БМВ, по $8 тысяч каждый. "Эти мотоциклы предназначены для обслуживания клиентов, которые готовы дополнительно оплачивать экспресс-доставку", -- говорит Андрей Козлов.<BR><BR><B>Патриотичные</B><BR><B>петербуржцы</B><BR>Технология, приобретенная у москвичей, потребовала адаптации. По словам Андрея Козлова, по другому принципу сформирован ассортимент предлагаемой продукции. "В Москве потребители не всегда обращают внимание на производителя товара, петербургский клиент, напротив, весьма патриотичен и предпочтет покупать товары местных производителей. Например, в своей товарной группе у нас безусловные лидеры вода "Полюстрово", молочные продукты "Петмол", соки "Мултон", макароны "Знатные", пиво "Степан Разин", крупы "Ангстрем", продукция "Хлебного Дома". Нам пришлось на 80% править ассортимент товара, поскольку в Москве товарные лидеры примерно те же, а производители другие", -- рассказал Андрей Козлов.<BR>Кроме того, в каталоге "Службы 78" сразу применили кодировку товаров, которой пользуются 40% клиентов, в то время как москвичи работают на уровне только наименования товаров.<BR><BR><B>100 заказов</B><BR>Проект ЗАО "Служба 78" стартовал в середине апреля 2002 года. По первоначальным расчетам, ежедневное количество заказов на сумму по 950-1000 рублей должно было составить порядка 20. Эти цифры были рассчитаны исходя из опыта московских партнеров и изучения потенциального спроса. Однако уже в середине мая 2002 года служба получает ежедневно 40-50 заказов на сумму 900-1000 рублей каждый. По словам Андрея Козлова, точка безубыточности достигается на уровне 100 аналогичных по сумме (900-1000 рублей) заказов в день. Такого уровня в ЗАО "Служба 78" планируют достичь в августе 2002 года.<BR>"Сейчас велики переменные затраты. Например, прошедшая рекламная кампания уже стоила более $80 тысяч. Маркетинговые мероприятия по поддержке услуги на лето будут стоить порядка $10 тысяч. На осень 2002 года запланирована еще одна рекламная кампания, бюджет и направленность которой мы рассчитаем исходя из оценки эффективности прошедших мероприятий по продвижению услуги", -- говорит Андрей Козлов.<BR>По его словам, задача первого этапа реализации проекта -- в течение 2 лет выйти на уровень обслуживания 1,3-1,5% семей Петербурга. По расчетам специалистов ЗАО "Служба 78", это порядка 750 заказов в день.<BR><BR><B>Банки и производители</B><BR>Петербургские банки заинтересовались развитием проекта ЗАО "Службы 78". По словам Андрея Козлова, уже ведутся переговоры с представителями Альфа-Банка и Витабанка о возможности оплаты клиентами услуг службы доставки посредством кредитных карт. Для этого водителей-экспедиторов обеспечат специальными устройствами (импринтерами), которые позволят авторизовать карты и списывать со счетов клиентов деньги в счет оплаты сделанного заказа.<BR>Кроме того, рассматривается вариант размещения на автомобилях "Службы 78" рекламы известных производителей. По словам Андрея Козлова, предложения уже поступили от пяти российских предприятий. "Уверен, что бизнес, подобный нашему, в Петербурге захотят развивать и другие компании. Это перспективно. Но мы пока не видим серьезных конкурентов. Чтобы догнать нас, нужны $1 млн и 9 месяцев упорной работы", -- утверждает Андрей Козлов.<BR>