00:0029 апреля 200200:00
15просмотров
00:0029 апреля 2002
Менеджмент компаний уходит от авторитарности личности к авторитарности процессов.
<BR><BR>Менеджмент компаний уходит от авторитарности личности к авторитарности процессов.<BR>Сегодня менеджеры переживают новый переходный период: от импровизации и пожарных ситуаций они уходят к планированию и разработанным бизнес-процессам. Одна из причин кроется в том, что собственники начинают постепенно уходить от оперативного управления, делегируя полномочия своим подчиненным по различным направлениям. Вместе с тем у них возникает необходимость контроля за всеми процессами, а также гарантий их предсказуемости.<BR>С появлением инструкций может показаться, что возможностей для творческого подхода в компаниях становится меньше. И, с одной стороны, для большинства сотрудников это является благом: по-человечески многие менеджеры ориентированы на стабильность, а регламент как бы освобождает от "наказуемой" инициативы. Кроме того, "прописные истины" позволяют войти в ритм новым работникам, а также помогают отелу персонала находить критерии для оценки работы. И, как ни парадоксально, многие менеджеры считают, что инструкции не отменяют креатив.<BR><BR><B>Нелюдимые инструкции</B><BR>По мнению Дмитрия Филатова, генерального директора и собственника ООО "ПГ "Петросоюз", переход на инструкции сопровождается несколькими проблемами. Одна связана с тем, что собственники еще управляют компаниями, а их принцип ведения бизнеса часто осуществляется на уровне интуиции.<BR>"Тяжело это и для персонала, который привык к определенному стилю руководства, -- добавляет Дмитрий Филатов. -- Кроме того, возникают еще проблемы, которые не могут разрешить, например, консультанты, привлекаемые для описания процессов. Так, примерно год назад мы начали такую работу со многими отделами, но, систематизируя информацию на бумаге, понимали, что существует масса нестыковок, сбоев в самой работе, поэтому постоянно приходилось возвращаться, исправлять недостатки и пр. Все это требует времени".
<BR>По мнению Алексея Васильева, генерального директора компании "Росмарк", регламентируя деятельность компании, нужно начинать с разработки стратегии, а уже под нее выстраивать структуру и разрабатывать бизнес-процессы. "Внедрение эффективных бизнес-процессов -- непростая задача. В нашей компании она частично решена, но еще не в том виде, как хотелось бы, -- говорит Алексей Васильев. -- Любые изменения в компании даются нелегко. Самое сложное -- убедить людей, привыкших к старым методам работы, воспринять новые технологии. С этой целью в компании проводится обучение в одной из бизнес-школ города, организуются внутрифирменные семинары и собрания".<BR><BR><B>На свободу с чистой совестью</B><BR>По мнению менеджеров, фиксация всех процессов способствует высвобождению творческой энергии: заведомое описание процессов, является в том числе элементом отчетности перед собственником, а также высвобождает время для стратегических разработок.<BR>"Эта проблема встает перед менеджером каждый день, -- заявляет Сергей Ружин, директор петербургского представительства ЗАО "Союзплодимпорт". -- И мне кажется, что количество описанных процедур характеризует уровень развития компании. К примеру, компания, которую я возглавляю, довольно молодая, пока я приступил лишь к первому этапу -- описанию логистики, взаимоотношений с поставщиками". А на своем предыдущем месте работы, в РВВК, Сергей Ружин дошел до создания автоматической системы планирования рабочего дня торговых представителей. Приходя на свою работу, менеджер сразу же получал график на день -- со списком клиентов, с которыми нужно работать по долгам, с заказами. Это облегчало работу и супервайзера, и собственно торгового представителя. "Общение с людьми -- главное в работе торгового представителя, -- рассказывает Сергей Ружин. -- Но обычно перед встречей с клиентом ему приходится или просматривать "историю клиента", либо постоянно держать всю информацию в голове. Заранее получив на компьютере четкую задачу, он уже может не отвлекаться на данную информацию и больше времени уделить собственно переговорам, -- обратить внимание на выкладку товаров, оценить продукты конкурентов и пр.".<BR><BR><B>Призрак свободы</B><BR>Описание всех процессов, которые делают бизнес прозрачным, приводит к еще одной проблеме: с каждой описанной процедурой менеджер сокращает жизнь себе и своей команде. "Когда все бизнес-процессы становятся понятными, у собственника или вышестоящего менеджера складывается ощущение, что менеджер заменим, -- считает Сергей Ружин. -- Поэтому, например, многие менеджеры сознательно не идут на описание процессов, создавая иллюзию ноу-хау, уникальности людей и процессов".<BR>Но, если менеджер берется за описание процессов, повлиять на его "нужность" может только собственно личность менеджера, а также дальновидность работодателя. Все зависит от того, нужен ли ему на данном этапе высокооплачиваемый творческий менеджер или же можно ограничиться добытыми процессами и новым "наместником".<BR>