00:0024 апреля 200200:00
7просмотров
00:0024 апреля 2002
В структуре правительства РК создан первый на Северо-Западе Тарифный комитет.
<BR><BR>В структуре правительства РК создан первый на Северо-Западе Тарифный комитет.<BR>Он стал новым органом исполнительной власти в структуре правительства республики, сформированного в 2002 году. Комитет создан на базе Региональной энергетической комиссии РК и наделен частью полномочий в сфере ценообразования упраздненного минэкономики и минархстройэнерго РК. Помимо задач, которые решала РЭК РК, в ведении комитета теперь находится ценообразование и контроль цен, который прежде проводило минэкомики, и ценообразование на жилищно-коммунальные услуги. Председатель комитета Владимир Сачков намерен централизовать усилия по ценообразованию, в том числе и по формированию тех тарифов, которые не определяют естественные монополии. При создании Тарифного комитета РК был использован опыт и разработки в этой сфере Кировской и Свердловской областей.<BR><BR><B>Аккумулятор</B><BR>Как считает Владимир Сачков, для получения экономического и организационного эффекта от ценообразования необходимо сконцентрировать финансовые и юридические возможности, что и было сделано при создании отдельного комитета в структуре правительства. Области, в которых будет работать комитет, -- регулирование тарифов на тепло и электроэнергию, услуг ЖКХ, другое ценорегулирование, строящееся на основе законодательства, в том числе и антимонопольного, как-то: надбавки на лекарства, услуги на подъездных путях, определение цен при закупках госучреждений, ценовая политика локальных монополий, -- подвержены единой методике ценообразования. Глобальная цель создания комитета, как считает его председатель, -- сформировать на основе существующего законодательства ценовую политику региона как в областях, регулируемых государством напрямую, так и в тех, которые регулируется опосредованно.<BR><BR><B>Расклад</B><BR>Тариф на электроэнергию в РК один из самых высоких в Северо-Западном регионе, аналогичный тариф действует в Петербурге и Ленинградской области и уступает только тарифам Псковской и Архангельской областей. Более благоприятная обстановка в РК с тарифами на тепло -- выше тариф только в Карелии. Владимир Сачков надеется, что проводимая по единой методике тарифная политика позволит наладить хотя бы частичный контроль над инфляционными процессами: "Все рычаги находятся на федеральном уровне, но тем не менее мы обязаны принимать какие-то меры -- те, которые можем принимать на местном уровне. Например, выявлять локальные монополии и ограничивать их по ценам. Есть базовые области, такие, как электричество или тепло, которые во многом определяют все остальные факторы. Уровень затрат по базовым услугам в себестоимости продукта составляет максимум до 15%, это значительная величина, ею нужно заниматься серьезно, предметно и целенаправленно".
<BR>Для решения вопросов оптимизации тарифов комитет намерен отслеживать формирование затрат организаций, поставляющих энергию. "Производство, передачи, сбыт таких предприятий находится "в одном лице", на каждом этапе формируются свои затраты. Когда затраты отслежены профессионально, с точки зрения ценового, экономического и производственного факторов, становится ясно, какие затраты и какая цена является общественно необходимой". Результатом занижения тарифов некоторое время назад стала разница между кредиторской и дебиторской задолженностями ОАО "Комиэнерго" в 600 млн руб., существующая сегодня.<BR><BR><B>Сберечь и сохранить</B><BR>В РК принят и действует Закон "Об энергосбережении", а в 2001 году по заказу РЭК РК была разработана, но пока не запущена в работу программа энергосбережения. На ее реализацию бюджетом РК предусматривалось в этом году 80 млн руб. Эффект от ее реализации должен составить к 2010 году не менее 14 млрд руб. Став преемником РЭК, Тарифный комитет получил по наследству и разработку стратегии энергосбережения для республики. В задачи, поставленные перед комитетом, входит создание экономических стимулов для использования и развития энергосберегающих технологий. Владимир Сачков считает, что здесь есть обширное поле для деятельности: "Стоимость базовых составляющих -- тепло, электроэнергия -- растет достаточно быстро. В себестоимости продукции наших предприятий эта величина сегодня не везде значительна, но вместе с тем становится решающей при определении их конкурентоспособности -- вопросы энергосбережения поневоле становятся важным. На мой взгляд, экономический стимул для экономии электроэнергии один -- экономия издержек. Поэтому тариф должен быть обоснованным настолько, чтобы позволить предприятию быть конкурентоспособным, а электроэнергетике развиваться".<BR><BR><B>Три источника</B><BR>Финансирование программы энергосбережения РК помимо бюджетных средств предусматривает привлечение средств, сэкономленных от введения рациональных тарифов. Помимо того, у РК есть возможность рассчитывать на финансовую поддержку в этом вопросе таких организаций, как БЕАР, в состав которого республика была принята недавно (см. "ДП" №49/02, www.dp.ru). По мнению Владимира Сачкова, пора отходить от практики использования бюджетных средств для развития энергосберегающих технологий. По его прогнозам, в РК в ближайшее время должны появиться самоокупаемые структуры, с участием частичного финансирования международных организаций, работающих на Северо-Западе. "Наше дело подтолкнуть этот процесс, -- считает Владимир Сачков. -- Энергоэффективность и экологическая чистота взаимосвязаны и решают одну и ту же задачу -- улучшение качества жизни. Проблема становится мировой, сегодня уже есть соглашения по ограничению выбросов в атмосферу, поэтому такие организации, как БЕАР, вопросы энергосбережения интересуют напрямую".
<BR>