00:0027 февраля 200200:00
47просмотров
00:0027 февраля 2002
"Российскому медиа-рынку сильно мешает бесконечный нудеж по поводу свободы слова", -- считает директор программы "Поддержка российских СМИ" Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) Алексей Панкин.
<BR><BR>"Российскому медиа-рынку сильно мешает бесконечный нудеж по поводу свободы слова", -- считает директор программы "Поддержка российских СМИ" Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) Алексей Панкин.<BR>Алексей Панкин недавно занял свой пост. Институт "Открытое общество" в 2002 году значительно скорректировал политику в области СМИ. О том, как теперь Фонд Сороса намерен поддерживать российские средства массовой информации, Алексей Панкин рассказал в интервью "ДП".<BR><BR>-- Перемены связаны с Вашим приходом?<BR>-- Скажем так: сначала изменилась политика, а затем пригласили меня. Ранее фонду приходилось работать в России в обстановке перманентного кризиса. Главный пафос программы, которая существовала во времена хаотических преобразований, управления и кризиса, заключался в том, чтобы по мере возможности помочь прессе выжить. Средства в основном направлялись на помощь конкретным СМИ. Сейчас стало понятно, что жизнь в России довольно резко нормализовалась. Поэтому московским, нью-йоркским и будапештским офисами института была составлена новая программа, направленная на адаптацию СМИ к новым условиям. Рекламный рынок растет, на первое место выходит не умение выкрикнуть, чего хочется, а постановка дела как бизнеса. Поэтому в этом году приоритеты заметно сместились. В первую очередь это юридическая поддержка СМИ. Речь не идет о защите конкретного СМИ от конкретных преследований. Смысл в том, чтобы проанализировать законодательство, касающееся прессы как специфического института и как бизнеса. И составить в результате что-то вроде аннотированного перечня, согласно которому медийные менеджеры могут действовать, например, в ситуациях, когда законы вступают в противоречие друг с другом. Здесь имеется в виду и собственно правовой аудит, которому СМИ-добровольцы смогут себя подвергнуть, чтобы оптимально выстроить деятельность в соответствии с нынешними условиями.<BR><BR>-- Что имеется в виду?<BR>-- Правовой аудит -- это некие шаги, чтобы сделать свою деятельность максимально прозрачной. Задача -- грамотно обустроить медиа-среду, сделать прессу как можно более неуязвимой. Защищаться не криками, воплями и выходами на демонстрацию, а так, чтобы на каждый вопрос у редактора был адекватный ответ. Еще 2 года назад такой проект был бы немыслим. Теперь СМИ говорят: давайте, давайте, ждем с нетерпением... Понятно, что все непросто, и когда дойдем до дела, начнется "крутеж-вертеж", но все равно -- это признак перемен. Сейчас уже вовсю ведется анкетирование. Всего в работу по правовому аудиту будут вовлечены порядка 500 региональных редакций. Так что все желающие могут подвергнуть себя правовому аудиту.<BR><BR>-- В программе по поддержке СМИ упоминается коалиция медийных адвокатов?<BR>-- Предполагается подготовить около 40 юристов, которые будут знать буквально все о том, как должны функционировать СМИ в самых разных ипостасях.<BR><BR>-- Разве таких специалистов нет?<BR>-- Сейчас все это более разрозненно. Кто-то знает, как, грубо говоря, защищать свободу слова, кто-то -- как отстаивать права в арбитражных судах, кто-то специализируется на защите интеллектуальной собственности в области СМИ, но на специалистов, которые могут все это грамотно увязывать, большой дефицит. Которые, к примеру, могут объяснить, какое отношение к арбитражным спорам имеют решения Европейской комиссии по правам человека.<BR><BR>-- Усилия фонда по юридической поддержке СМИ косвенно свидетельствуют о том, что "наездов" на печать становится больше...<BR>-- Наше большое государственное начальство идет по абсолютно правильному и нормальному пути. В любом учебнике по демократической прессе -- даже самом разамериканском -- написано, что государство использует любую слабость прессы, чтобы на нее надавить и действовать в выгодном для госмашины направлении. Просто вся система должна быть выстроена таким образом, что если бы даже государство захотело "замочить" СМИ, то у него ничего бы не вышло. У нас такой системы пока нет. Правительство сменилось, и оказалось, что любого можно брать и, условно говоря, сажать в тюрьму. А на аргументы типа "Почему нарушают все, а страдаем только мы", следует совершенно логичный ответ: "А ты не нарушай -- тебя не тронут".<BR><BR>-- Как в этих условиях обстоит дело с приходом иностранных инвесторов?<BR>-- Главное препятствие для того, чтобы сюда начал приходить серьезный медиа-бизнес, -- это бесконечный нудеж по поводу свободы слова. Все, что читает и видит по телевизору рядовой западный инвестор о России: как преследуют НТВ, ТВ-6, Киселева, Пасько... Кто в этих условиях захочет вкладывать деньги? На уровне первого отсева это очень сильно вредит развитию местной прессы. В этих условиях Дерк Сауер (глава издательского дома Independent Media. -- "ДП"), который бегает и кричит, что у меня Cosmopolitan зарабатывает больше, чем 50 других франшиз, смотрится инородным телом.<BR><BR>-- В программе "Поддержка российских СМИ" говорится, что "официальный рекламный рынок чрезвычайно узок и монополизирован"...<BR>-- Действительно узок и действительно монополизирован. Главный игрок, который контролирует ключевые позиции на телевидении, -- "Видео Интернешнл" сейчас активно проникает и в регионы. И в области не только продаж рекламы, но и различных рейтингов и измерений. Для Вашей правильной газеты, чтобы исключить возможность судебных исков, скажем так: существует общепринятое мнение, что эта структура пользуется покровительством государства. Мы не настроены на разрушительные перемены. Глупо ниспровергать, не имея чего-то взамен. Но мы намерены проводить проекты по организации системы измерений печатного и телевизионного рынка. Если это и не будет ударом по монополии, то поможет, в том числе и рекламодателям, выяснить ситуацию на рынке.