00:0026 февраля 200200:00
16просмотров
00:0026 февраля 2002
Карьерный бизнес в Ленинградской области может оказаться в глубокой яме. Критическое положение сложилось после выхода Постановления Правительства №138 "Об установлении базового размера арендной платы за землю в Ленинградской области".
<BR><BR>Карьерный бизнес в Ленинградской области может оказаться в глубокой яме. Критическое положение сложилось после выхода Постановления Правительства №138 "Об установлении базового размера арендной платы за землю в Ленинградской области".<BR>Согласно этому документу, арендная плата за пользование землей в гранитных карьерах возрастает более чем в 10 раз. Участники рынка почти единодушны: если ничего не изменится, то "к лету мы станем банкротами"<BR><BR>Валентин Кудрявцев,<BR>главный специалист по недрам комитета по экономике и инвестициям администрации Выборга:<BR>"В Законе о федеральном бюджете ставка земельного налога увеличена вдвое, а она лежит в основе расчета платы за арендные площади. В результате по границам карьеров эти ставки были увеличены вдвое сначала федеральным бюджетом, а затем по распоряжению правительства Ленинградской области ставки были повышены еще в 20 раз.<BR>Выборгские предприятия и администрация неоднократно обращались к губернатору с просьбой пересмотреть эти вопросы, но, к сожалению, пока ничего не удалось сделать. Повышение арендной ставки ведет к тому, что повышается цена на щебень. Дело в том, что до 80% щебня, добываемого в выборгских карьерах, поставляется в Москву. Мы будем вынуждены повышать цену на щебень, в результате наш товар перестанет быть там конкурентоспособным, гораздо выгоднее будет москвичам покупать щебень у белорусов и украинцев. Также с 15 февраля повысились тарифы на железнодорожные перевозки на 16%. У украинцев же, по слухам, есть какая-то договоренность с МПС о льготных тарифах.<BR>Предприятия будут вынуждены сократить объемы поставок, отчего в проигрыше окажется и правительство Ленинградской области из-за недостаточного поступления налоговых платежей. Пока неизвестно, чем закончится эта история. По слухам, областное правительство обязали пересмотреть проект, доработать его, но пока не поступало конкретных сообщений на эту тему. Плохо и то, что это постановление появилось в начале года, когда предприятия продумывают финансовую политику на весь будущий год: в такой нервной обстановке трудно сосредоточиться".<BR><BR>Семен Сычев,<BR>заместитель гендиректора ЗАО "Семиозерское карьероуправление:<BR>"В прошлом году уже была предпринята попытка постановлением правительства Ленинградской области №63 от 28 июля 2001 года ввести коэффициент базового размера арендной платы для гранитных карьеров 100. Тогда мы направили от имени руководителей всех карьеров письмо на имя губернатора, затем встретились с ним, объяснили, что такой коэффициент просто немыслим, в ответ на что он пообещал, что не будет повышать коэффициент аренды больше чем в 5 раз, хотя и это повышение убийственно для экономического равновесия карьеров. После выхода Постановления от 29 декабря нами вторично было составлено коллективное письмо, подписанное руководителями Каменногорского, Кузнечного и других карьероуправлений. Губернатор согласился пересмотреть постановление в сторону понижения арендной ставки. Для того чтобы представить губернатору подлинную картину происходящего, каждый карьер направил ему сводные таблицы с данными о нашем экономическом состоянии.<BR>А ведь для того, чтобы предприятие успешно функционировало, арендная плата должна составлять не больше 5% от себестоимости продукции, что абсолютно не учитывалось при создании постановления. 25 марта мы будем должны внести первую арендную плату за квартал, которая составит 2,5 млн рублей, тогда как наша чистая прибыль -- 1 млн рублей. Для того чтобы заплатить эти деньги, я буду вынужден взять кредит в Балтийском банке под залог нашего оборудования. Это при том, что весь январь и февраль мы торговали по старым ценам, то есть 60 рублей за франко-вагон песка. То есть мы работали себе в убыток. После повышения железнодорожных тарифов 15 февраля мы были вынуждены повысить цену на 5 рублей. Но скоро цена на песок, который мы добываем, вырастет до 100 рублей. Я боюсь повышать цену, так как знаю, что от нас сразу отвернутся наши клиенты, которым гораздо выгоднее сотрудничать с нелегальными карьерами, не имеющими лицензии и не платящими налогов. Таких карьеров в Ленинградской области огромное множество. Если постановление не будет пересмотрено, то, по моему мнению, уже к лету мы станем банкротами".<BR><BR>Анатолий Бурцев,<BR>заместитель председателя комитета по строительству правительства Ленинградской области:<BR>"Я, как и остальные чиновники комитета по строительству, не уполномочен комментировать выход данного постановления. Могу лишь сказать, что проект еще будет рассматриваться губернатором Ленинградской области для окончательного утверждения".<BR><BR>Вадим Никулин,<BR>генеральный директор ЗАО "Ала-Носкуа":<BR>"Постановление областного правительства вышло в самом конце декабря, и арендаторам о новых правилах хозяйствования стало известно уже в наступившем году.<BR>Уже много говорилось о том, что отношения между бизнесом и исполнительной властью должны развиваться предсказуемо и планомерно, без резких движений и основываться на взаимной заинтересованности в развитии региона и бизнеса.<BR>На примере нашего предприятия видно отношение к малому бизнесу на местах. ЗАО "Ала-Носкуа" в 2001 году, после прохождения всех административных утверждений и согласований, приступило к работе. Кстати, одним из учредителей ЗАО выступает администрация Ленинградской области в лице КУГИ. Начало разработки нового месторождения связано с большими затратами на приобретение техники (как правило, б/у), повышенной трещиноватостью верхних слоев, что приводит к низкой эффективности добычи гранитных блоков, поиском квалифицированного персонала бурильщиков и механизаторов. Цветовой рисунок гранита с нового месторождения требует значительных усилий по продвижению его на рынок строительных материалов. И в данный момент из-за неуклюжего движения исполнительной власти предприятие встало перед вопросом о собственной ликвидации. Значительные внешние заимствования были произведены для административных согласований, оформления разрешительных документов, приобретения техники и вспомогательного оборудования под будущие поставки гранитных блоков. А по взятым обязательствам надо платить. К каким решениям нас это подталкивает, объяснять не надо. Также были приложены значительные усилия и достигнута договоренность по приобретению на следующем этапе новой высокопроизводительной техники. Но следующего этапа уже может не быть. Нашему предприятию на разработку гранитного карьера отведена часть месторождения площадью 4,3 га. Арендная плата в 2001 году составила 20,9 тысячи руб. В 2002 году с учетом вышедших закона РФ и постановления сумма арендной платы составит 557,3 тысячи рублей. Крупные песчаные, щебеночные и гранитные карьеры имеют площади свыше 100 га, и для них увеличение арендной платы в несколько раз становится убийственным.<BR>В качестве одного из предложений для выхода из сложившейся ситуации предлагаем учесть следующее: ежегодно в действующем карьере разрабатывается только часть территории месторождения, отведенной по договору аренды. Применительно к гранитному блочному карьеру -- это план горных работ, который ежегодно рассматривается и утверждается в Гостехнадзоре РФ по Северо-Западу. Карьер разрабатывается как по площади, так и по глубине. Карьеру необходимо иметь территории под подъездные дороги, складирование около гранитных пород, административно-бытовые и вспомогательные производственные помещения. Поэтому коэффициент арендной платы за землю должен иметь определенную шкалу. Но самое главное -- он не должен быть уничтожающим. Уже приближаются сроки внесения арендной платы за землю за I квартал, а договора на 2002 год еще не заключены. В беседах с представителями администрации и КУМИ МО "Выборгский район Ленинградской области" мы находим полное понимание сложившейся ситуации. Основная часть гранитных карьеров области находится на территории этого муниципального образования. Но внесение изменения в постановление находится вне пределов их компетенции. Вполне понятно желание губернатора Ленинградской области обеспечить высокую собираемость налогов и сборов для решения текущих проблем региона, но нельзя допустить перегиб в другую сторону, когда вести бизнес практически невозможно. Подозревая предприятия по добыче гранитных блоков в нежелании платить налоги и сокрытии истинных масштабов добычи, нельзя их "брать за горло". Существуют другие, цивилизованные, формы работы с бизнесом".<BR>В зависимости от того, какие площади используют предприятия (как правило, это значительные площади, от 100 га и больше), цена обработки карьеров увеличилась от 20 раз по Семиозерскому карьерному управлению до 60 раз по карьеру "Петровский".<BR>Все это приведет к тому, что цена на наш щебень вырастет до 390 рублей, тогда как украинский щебень стоит в Москве 320 рублей. Таким образом, мы попросту потеряем московский рынок.<BR>Согласно этому постановлению, мы должны будем заплатить за аренду в этом году порядка 10 млн рублей, тогда как наша чистая прибыль в прошлом году составила 6 млн рублей.<BR>Постановление готовилось неизвестными чиновниками аппарата и свалилось как снег на голову. Хотелось бы узнать, кто просчитывал возможные последствия изменений правил игры, когда исполнительная власть изменяет коэффициент базового размера арендной ставки в 13 раз.<BR>Увеличивать отпускную цену на продукцию не представляется возможным, так как сегодня в нашем регионе уже испытывается сильное давление со стороны производителей строительных материалов из других регионов (Украина, Беларусь).<BR>(А.Кол.)