Арт Фрай сделал бизнес-карьеру на липком деле

Большинство потребителей свято убеждены, что предстоящий год будет годом Лошади. Но для обитателей офисов символ-2002 вовсе не обязательно имеет копыта. Он скорее липкий.

<BR><BR>Большинство потребителей свято убеждены, что предстоящий год будет годом Лошади. Но для обитателей офисов символ-2002 вовсе не обязательно имеет копыта. Он скорее липкий.<BR>Вопрос, как заработать сотни миллионов долларов на незначительной мелочи, актуален для каждого бизнесмена. В 2002 году отмечает юбилей одно из самых великих и самых "мелких" изобретений XX века. Правильное его название -- Post-it, но в России и Петербурге этот предмет более известен под именем "бумажки-липучки".<BR><B>Липкий карьерист</B><BR>Бумажка-липучка для заметок -- ярко-желтый пример "карьерного" изобретения. В 1972 году ее создатель, американский инженер Арт Фрай, получил за "липкое счастье секретарши" ровно $1. Но той же бумажкой он выстлал себе путь к престижной должности топ-менеджера одной из крупнейших мировых компаний. Где и сколотил свой миллионный капитал.<BR>Говорят, Арт Фрай с детства был неординарным малым. Например, в школе он ненавидел химию,. И именно поэтому Фрай поступил на химическое отделение Массачусетского технологического института. Из принципа. Упрямца не остановило даже то, что конкурс для "менделеевых" был самым высоким в институте. Из 250 человек, поступивших в тот год, дипломированными инженерами-химиками стали лишь 13. В чертову дюжину попал и Артур. В поисках работы Фрай во всем следовал совету своего батюшки: "Никого нельзя заставить принять твою идею, но любой идеей можно кого-то соблазнить". Своих идей будущий миллионер пока не нахимичил, поэтому принялся продавать чужие, избрав для себя чисто американскую профессию -- коммивояжер. Все лето 1952 года 21-летний Фрай бегал по домохозяйкам и предлагал им "лучшие кастрюли и сковородки". Через месяц "кухонной" работы химик купил свой первый автомобиль, древний Chevrolet. Позже Фрай написал в своих воспоминаниях, что в тот период он заработал вдвое больше, чем за 5 первых лет работы в компании 3М, где и свершилось липкое открытие.<BR><B>Липкая история</B><BR>В компанию 3М Фрай попал осенью того же 1951-го. Теперь историки уверяют, что в договоре найма черным по белому было написано, что лаборант Фрай будет получать $70. То ли в месяц, то ли в неделю. Кроме того, за каждое сделанное изобретение он будет увеличивать свой доход еще на $1. Каждую неделю в лаборатории, где работал Фрай, проходили семинары, на которых ученые делились своими наработками. Там, спустя почти 20 лет работы в 3М, Арт и услышал душещипательную историю о только что найденном клее, который прилипал к бумаге, но не хотел по ней равномерно распределяться и более того, не закреплялся настолько крепко ни на какой другой поверхности. Сделал этот феномен химик Спенсер Сильвер. Систематически занимаясь "проблемными исследованиями" (говоря попросту -- валянием дурака, произвольно колдуя над химическими составами), Сильвер и наткнулся на непонятный клей. Стереотип тогда был один -- бумагу можно и должно к чему-нибудь приклеивать. Но зачем ее отлеплять обратно -- никто не мог придумать.<BR>Фрай вспомнил о чудо-клее вечером того же дня. Будучи смиренным христианином, он, как всегда, отправился на репетицию церковного хора. В самый ответственный момент закладки, которыми Фрай закладывал нужные страницы псалтыря, вылетели, и Фрай просто-напросто не смог вместе с остальным хором обращаться к богу. Химик очень расстроился, но в этот момент его, вероятно, посетило озарение: "Надо попробовать приклеить закладки в псалмы новым клеем", -- подумал он. Прямо из церкви Фрай помчался в лабораторию. Бумажка приклеивалась куда угодно и с тем же успехом отклеивалась от чего угодно, при этом не теряя своей "липучести". Воодушевленный Фрай "заложил" многострадальный псалтырь, а еще 10 экземпляров клейких бумажек раздал коллегам по работе. Однако до последних не дошло, как использовать это ноу-хау. Фрай было отчаялся, но все же решил отчитаться о проделанной работе начальству -- вдруг они окажутся понятливее. А для наглядности свои комментарии к открытию отправил на своих листочках. Через несколько дней он получил ответ от директора 3М... в той же форме. Липучие бумажки были внесены в официальный план разработок компании, а самого Фрая подняли в должности. Первые листочки стоили $1 за пачку. Прежде чем выпустить первую партию на рынок, было решено испробовать бумажки в городе Боис, штат Айдахо. Фрай с помощью торговых представителей буквально завалил предприятия городка бесплатными образцами Post-it. В 1980 году бумажки-липучки появились и в розничных магазинах. При этом, как показали исследования, более 90% покупателей по всему миру, "запали" тогда на "пост-ит". В Японии даже стали выпускать специализированные "липучки" -- длинные и узкие, в соответствии с особенностями японского письма.После такого успеха и с божьей помощью Фрай получил должность корпоративного ученого 3М, что фактически означало управление самым крупным подразделением компании. 3М платила за его провалы и неудачи "так же хорошо, как и за успехи". Впрочем, 3M внакладе не осталась. Общая сумма доходов компании в прошлом году составила $15,7 млрд.<BR>