00:0002 ноября 200100:00
13просмотров
00:0002 ноября 2001
Это только кажется, что эфироподобные музыкальные гармонии и законы рыночной экономики -- вещи не слишком совместимые. Напротив, успех на музыкальном рынке полностью зависит от того, как и кому ты продаешь.
<BR><BR>Это только кажется, что эфироподобные музыкальные гармонии и законы рыночной экономики -- вещи не слишком совместимые. Напротив, успех на музыкальном рынке полностью зависит от того, как и кому ты продаешь.<BR>В первую очередь цена музыкального произведения определяется правильным выбором сегмента рынка. С прагматичной точки зрения, написать музыку к ничем не выдающемуся 30-секундному рекламному ролику в Петербурге много выгоднее, чем настоящую симфонию.<BR><B>Сферы влияния</B><BR>Регулярно пишут музыку на продажу в Петербурге около 100 человек. Далеко не все из них имеют классическое композиторское образование. Часто большого успеха добиваются самоучки, к примеру выходцы из рок-н-ролльной среды.<BR>Большинство сочинителей работают в каких-либо конкретных рыночных нишах: для рекламы работают одни люди, музыку к кинофильмам и спектаклям создают другие. Первые легко идут на контакт, улыбаются, демонстрируя полный ассортимент зубов, открыты в общении и постоянно напевают собственные произведения. Вторые также доброжелательны, но гораздо более осторожны в словах. Они могут часами рассказывать о своем творчестве, но при переходе на более приземленные темы (в частности, денежную) замолкают и на вопросы отвечают невпопад.<BR>"Многие композиторы сейчас "кормятся" за счет заказов Министерства культуры. Была такая система -- 2 раза в год экспертная комиссия министерства приезжала в Петербург и приобретала (или заказывала) музыкальные сочинения. Эта система сохранилась до сих пор, так что остается источником жизнедеятельности для ряда композиторов. Сейчас приобретается примерно 70 различных музыкальных произведений -- 80% всего, что создается. Выбирается только то, что имеет потенциал. Эти произведения становятся собственностью министерства, которое обязано их пропагандировать и распространять по России, внедряя, например, в репертуары театров, оркестров и т.д.", -- поведал композитор Владислав Успенский.<BR>Однако, по словам профессионалов, в основном "пристраивают" свои произведения композиторы самостоятельно. При этом средний мюзикл, например, может быть оценен в сумму около 20 тысяч рублей. Концерт для скрипки с оркестром "стоит" 12-15 тысяч рублей, а крупные симфонические сочинения -- в районе 10 тысяч рублей.<BR>В кино платят больше, как и раньше. По словам Владислава Успенского, написавшего музыку к фильмам "Миссия в Кабуле", "Крах инженера Гарина" и др., за музыку к одному фильму в начале 1970-х платили 24-25 тысяч рублей. К этим гонорарам добавлялись еще и авторские от проката фильма. Сейчас наиболее лакомые заказы -- написание музыки для сериалов.<BR>Создатели рекламно-музыкальных роликов любят говорить, что они продают даже не столько музыку, сколько мысль. Мысль при этом оценивается в $300-350. "Эту сумму я называю тогда, когда мне дают заказ без всяких рекомендаций, пожеланий и т.д. Когда я работаю "с нуля", -- объясняет копирайтер Андрей Кислюк.<BR>При этом в цену "мысли" забиты текущие расходы -- аранжировка и запись артистов. Себестоимость единицы продукции при этом составляет примерно $130-150.<BR><B>На слуху</B><BR>Главное условие, обеспечивающее композитору высокий уровень продаж, -- личная известность. Именно благодаря этому цена на 5-минутное изделие мастеровитого поп-композитора достигает $5 тыс.<BR>Музыкант и лидер группы Tequilajazzz Евгений Федоров когда-то работал на "Ленфильме". "Начинал с разнорабочего. Постепенно "рос", обзаводился знакомствами... Параллельно занимался рок-музыкой. Сначала получил предложение написать музыку к фильму "Дикий Восток". Потом были фильмы "Упырь", "Железная пята олигархии", короткометражные ленты... Но писать музыку к сериалу "Тайны следствия", например, меня пригласил режиссер Илья Макаров еще и потому, что мы прежде работали на его фильме "Тело капитана будет предано земле, а старший мичман будет петь". Изначально ему меня тоже порекомендовали те, кто знал обо мне по "Железной пяте". Слухами, как говорится, земля полнится", -- рассказал Федоров.<BR>"Сейчас меня уже знают, но 9 лет приходилось ездить по фирмам, предлагая создать для них рекламный ролик. Многих было сложно убедить в необходимости всего этого. Но я ездил, "показывал продукцию", то есть просто включал магнитофон и демонстрировал свои возможности. Я и сейчас на встречи с заказчиками всегда езжу с магнитофоном -- без этого никак. Товар должен быть представлен лицом", -- улыбается Андрей Кислюк.<BR><B>Разнорабочие</B><BR>Привлекательность работы в том или ином музыкальном жанре во многом определяется и трудозатрами.<BR>"К "Тайнам следствия" мы писали музыку 1,5 года. И записали 6,5 часа музыкального материала. Конечно, занимались и другими вещами. А недавно ко мне стали активно поступать предложения от театров -- написать музыку к спектаклям. Пока моя музыка только в спектаклях "Голь" в Театре на Литейном и "Вишневый сад" в Александринке. Меня до сих пор удивляют эти театральные заказы -- я ведь киношный человек. Театр -- это совсем другое, новое для меня", -- откровенничает Евгений Федоров.<BR>Кропотливая работа для кино и театра явно контрастирует с принципами создания рекламных роликов. "Самым "адским" для меня был 30-секундный ролик для "Хали-Гали", который мы писали 7 часов. Обычно этот процесс занимает гораздо меньшее время. Однажды я подсчитал, сколько выполнил заказов за месяц... получилось 84 ролика! У меня есть и собственный рекорд -- как-то я написал 140 роликов за ночь!" -- сам себе поражается Андрей Кислюк.<BR><BR>