Корпоративные водители пока обходятся без обучения

Руководители большинства петербургских компаний пока не осознали необходимость обучать корпоративных водителей навыкам езды в экстремальных условиях.

<BR><BR>Руководители большинства петербургских компаний пока не осознали необходимость обучать корпоративных водителей навыкам езды в экстремальных условиях.<BR>За 12 лет существования старейшего в городе Центра высшего водительского мастерства Андрея Герасенкова (ЦВВМ), тренинги для своих водителей провели только несколько десятков компаний. В основном это местные офисы западных корпораций, где повышение квалификации водителей воспринимается как мероприятие по социальной защите своих служащих, такое, как, например, предоставление льготных путевок в санаторий или корпоративное обучение менеджеров. Школы не могут гарантировать снижения аварийности после прохождения обучения на определенный процент. Однако, например, ЦВВМ уже сейчас договаривается с некоторыми страховыми компаниями о предоставлении специальных тарифов для водителей, прошедших подготовку в их школе.<BR><B>Кто учит</B><BR>В Петербурге работает четыре-пять школ, предлагающих повысить квалификацию водителей. Все они в той или иной форме работают и с корпоративными клиентами. Практически везде работают по методикам, составленным Эрнестом Цыганковым, мэтром советского и российского обучения водительскому мастерству. Его Центр высшего водительского мастерства был забит клиентами в начале 90-х, когда западные компании только начали приходить на российский рынок и столкнулись с тем, что их водители попадали в несчетное количество аварий.<BR>Учат в петербургских школах группами по 5-10 человек, как правило, в течение 2 недель. Стоимость обучения колеблется от 4000 до 5000 рублей на человека.<BR>Однако оплату обучения не все воспринимают как простую финансовую операцию. Андрей Герасенков, руководитель петербургского филиала Центра высшего водительского мастерства, считает, что даже при корпоративном обучении каждый водитель должен заплатить за себя сам, а фирма потом дотирует ему эти расходы. "Каждый должен психологически решить, что ему надо посетить эти занятия, иначе приходится тратить время на то, чтобы сломать барьеры и предубеждения человека", -- объясняет он.<BR><B>Кого легче</B><BR>Именно психологические барьеры становятся основным препятствием в обучении, например, водителей-профессионалов. Они всю жизнь ездят и просто уверены, что не могут чего-то не уметь. Причем сложность обучения этих водителей не только в их негативном психологическом настрое, но и в так называемой растренированности. "Человек, лет двадцать водящий машину, предвидит "узкие" места на дороге и никогда в них не полезет. Но если волею судеб он все же оказался, например, в аварийной ситуации, его руки и ноги, из-за того что он никогда старался не попадать в такие ситуации, просто не смогут быстро среагировать и сделать нужные движения", -- объясняет Андрей Герасенков.<BR>К разряду "растренированных" можно отнести и водителей VIP-персон. Эти люди привыкли ездить на шикарных удобных автомобилях, где руль можно крутить чуть ли не одним пальцем. "Он сидит в машине, как на диване, после года такого управления автомобилем человек деградирует как водитель, его тело уже не готово к экстремальным ситуациям", -- считает Андрей Герасенков.<BR>Наиболее обучаемы менеджеры компаний, которым выдали корпоративный автомобиль. В этом случае в учебе заинтересованы обе стороны: компания заботится о снижении аварийности, сами служащие воспринимают это обучение как еще одно мероприятие по повышению своей квалификации.<BR><B>Чему учат</B><BR>У каждой фирмы, приводящей водителей на учебу, свои цели. Большинство корпоративных клиентов боятся за безопасность своих топ-менеджеров. Водителей vip-персон учат вместе с водителем охранной машины, чтобы они могли адекватно реагировать на любую ситуацию на дороге в связке. Действия охранника по управлению машиной необходимо довести до автоматизма, чтобы он мог заниматься собственно своими прямыми обязанностями. "Мы учили охранников выполнять вращение на дороге, а они просят, нельзя ли выполнять те же упражнения, но одной рукой. Поначалу я задавал глупые вопросы -- зачем. Но научили и с одной рукой", -- смеется Андрей Герасенков.<BR>В школах водительского мастерства учат не просто ездить быстро и красиво, а делать это безопасно и профессионально. Полицейские развороты, вращение и прочие голливудские трюки призваны прежде всего научить водителя быстро реагировать на дороге на сложившуюся ситуацию. Здесь учат управлять автомобилем на площадках с различным покрытием.