Бизнес-обучение стремится к глобализму

"Одна из главных мировых тенденций современного бизнес-обучения Д создание стратегических альянсов школ бизнеса разных стран. Пока ни одна российская школа бизнеса не включена как равноправный партнер в подобный стратегический альянс, но в Скандинавских с

<BR><BR>"Одна из главных мировых тенденций современного бизнес-обучения Д создание стратегических альянсов школ бизнеса разных стран. Пока ни одна российская школа бизнеса не включена как равноправный партнер в подобный стратегический альянс, но в Скандинавских странах есть интерес к российским моделям бизнес-образования, в частности к факультету менеджмента СПбГУ.<BR>Российский стандарт МВА предусматривает обязательные 1000 часов аудиторной работы со студентом. Но в российской ситуации сегодня, при том что МВА получают действующие топ-менеджеры компаний, невозможно двухгодичное обучение по программам МВА с полным отрывом от производства. Отсюда и стремление к сокращенным программам. В мире продолжают конкурировать две временные модели: одногодичная и двухгодичная МВА. Наш факультет придерживается двухгодичной очно-заочной программы, предполагающей несколько модулей с полным "погружением" на несколько дней. Такой способ обучения продиктовала практика: на нашей программе МВА 55% слушателей Д директора и заместители директоров компаний, которые не могут надолго оставлять свой бизнес.<BR>Программа МВА резко отличается и от других образовательных программ, и от второго высшего, и от разного уровня переподготовок. Она другая по своей природе, по методу обучения, по калибру преподавателей. Формат МВА накладывает очень большие обязательства не только на преподавателей, но и на слушателей.<BR>На программе МВА слушатели обогащаются не только от лекций, семинаров и чтения специальных пособий, но и от общения друг с другом. Кстати, одна из задач преподавателя Д заставить обучающихся максимально открыто обмениваться информацией, идеями. Поэтому форма занятий и заданий по большей части не индивидуальная, а групповая.<BR>Россия обречена на то, чтобы развивать программы МВА. Уровень программ МВА объясняет, насколько образование соответствует потребностям российского бизнеса. Сегодня у российских компаний речь не о выживании, а о стратегии роста. Компании все больше становятся межрегиональными и общенациональными. Проблема роста компании, состоящей из дивизионов, заключается в новом уровне ответственности менеджеров высшего и среднего звена. Эта ситуация схожа с событиями на Западе середины 50-х годов прошлого века, которая привела там к взрывному росту программ МВА в связи с внедрением мультидивизионных структур. Создается ситуация, когда в компании нужен не один гениальный директор, а 10 менеджеров, имеющих широту мышления на уровне растущей компании. <BR>Идея о том, что на образовании не нужно экономить, а за консалтинговые услуги нужно платить, пока не овладела бизнесменами целиком и полностью. Какой бизнес, такой и спрос на образование. Но в каждой отрасли есть компании, которые демонстрируют тенденцию к росту. Любое экономическое оживление в стране будет сопровождаться приходом иностранных конкурентов на российский рынок. <BR>Следовательно, сам рынок и продиктует потребность в специалистах. Кстати, и в управлении государством нужен ничуть не меньший профессионализм, чем в управлении бизнесом. Пока чиновники и бизнесмены говорят на разных языках. Необходимо ликвидировать эту пропасть, тогда и развитие страны получит новый темп. А помочь этому может только образование. Можно легко спрогнозировать востребованность в специалистах, системно разбирающихся в корпоративной стратегии бизнеса. Будет расти потребность в специалистах, напрямую связанных с наращиванием стоимости компании, в создании сильных брэндов маркетинговой стратегии. Возможно, и в России появится потребность в менеджерах по управлению знаниями.<BR>Главная проблема российского бизнес-образования сегодня состоит в способности поспеть за качественными изменениями в отечественном и мировом бизнесе. От соответствия программ МВА российской бизнес-школы этим изменениям зависит репутация их торговых марок.<BR>Для тех, кто думает о росте своей стоимости на рынке труда, вопрос получения степени МВА не стоит. И получать это образование большинство российских топ-менеджеров будет здесь, поскольку за границей цены на образование МВА в разы выше, а несколько ведущих российских бизнес-школ уже способны реализовывать вполне конкурентоспособные программы МВА и выигрышно выглядят по сравнению с западными коллегами по знанию конкретной ситуации на локальном рынке".