00:0011 сентября 200100:00
5просмотров
00:0011 сентября 2001
В последние 2 года увеличился поток российских туристов, желающих посетить Петербург. Этим летом многие турфирмы города работали на грани своих возможностей.
Те, кто раньше ездил в Болгарию, ОАЭ, Турцию, после кризиса переключились на путешествия по родной стране. Увеличение потока клиентов турфирмы почувствовали еще прошлым летом. В 2000 году желающих стало еще больше.<br><br>Жаркое лето-2000<br><br>Большой трудностью для принимающих фирм стало расселение туристов. В выгодном положении оказались турфирмы, работающие при гостиницах. Они практически всегда получают необходимое количество мест.<br>Другие компании также стараются наладить хорошие отношения с гостиницами. Например, ООО "Туристическая фирма "Морской конек" тесно работает с гостиницей "Светлана", которая была переоборудована из общежития. "У нас всего 39 номеров, а спрос намного выше: уже сейчас лежит 32 заявки на зимние каникулы, - говорит директор гостиницы "Светлана" Валентина Ветрова. - Таким образом, мы вынуждены выбирать. Предпочтение отдаем тем фирмам, которые работают с нами постоянно в течение всего года, обеспечивают предоплату и гарантируют порядок, поскольку среди проживающих много школьников. "Морской конек" выполняет наши требования, и мы довольны сотрудничеством".<br>В качестве поощрения гостиница предоставляет "хорошим" турфирмам более комфортные номера, если они свободны, не взимая доплату. "Часто бывает так: какие бы договоры ни были заключены, какие бы хорошие отношения ни сложились, если летом, в разгар сезона, приходит заявка от иностранных туристов, нас оставляют с носом", - сетуют в турфирмах, занимающихся приемом. В этом случае компании выкручиваются по-разному, но принцип один: "Безвыходных положений не бывает". Даже солидные фирмы, давно работающие на этом рынке, в критической ситуации предлагают студентам и школьникам проживание в общежитиях, которые на лето покидают студенты, или расселение в ближайших пригородах или даже в Ленобласти, где с местами несколько легче. Иногда такие предложения срабатывают.<br>Но часто турфирмы, особенно небольшие, вынуждены обращаться к компаниям, которые работают при гостиницах. В этом случае приходится переплачивать, но для уважающей себя фирмы отказать клиенту - себе дороже.<br>Менеджер одной из турфирм рассказывает, что в пиковой ситуации, возникшей в период белых ночей, ему пришлось воспользоваться дружбой с чиновником, который помог получить его клиентам места в гостинице.<br><br>Горячие дни<br><br>Повышение цен на авиабилеты ликвидировало дефицит, который наблюдался летом 1999 года. Зато железнодорожные билеты пользовались повышенным спросом. Даже стабильные и известные в городе фирмы, у которых налажены хорошие связи и контакты, столкнулись с этой проблемой.<br>"Мы старались использовать все возможности. Наши сотрудники ночевали в офисе, чтобы встать в 3 часа утра и занять очередь в железнодорожных кассах на канале Грибоедова", - рассказывает заведующая отделом ООО "Центральное бюро путешествий и экскурсий Санкт-Петербурга" Инна Вендт.<br>Менее расторопные турфирмы прибегали к покупке билетов через фирмы-однодневки, которые воспользовались этой ситуацией.<br>На автобусы ажиотажа, как правило, нет. Если есть повышенный спрос на определенный автобусный тур, фирмы заказывают второй автобус. Здесь другая проблема - старые машины: какому туристу понравится, если автобус сломается в дороге?<br>От этого нельзя застраховаться, но опытные менеджеры стараются заказывать транспорт только в фирмах, где на случай поломки найдут запасной автобус, и не пользуются услугами перевозчиков, у которых всего один-два транспортных средства.<br><br>Каждому свое<br><br>В турфирмах отмечают, что в последние годы приходится значительно расширять культурную и развлекательную программу. Тяжелым временем считаются "мертвые сезоны", когда в Петербурге не проходит массовых зрелищных мероприятий, таких, как, например, Фестиваль пива. "Мы стараемся сгладить эти пробелы сами, - говорит заместитель директора по методической работе туристической компании "Морской конек" Татьяна Ельцова. - Например, придумали тур "8 Марта". Он пользуется большим успехом". А в Центральном бюро путешествий и экскурсий Санкт-Петербурга предлагают экскурсию "Криминальный Петербург" с заходом в Кресты.<br>Музеи стали проявлять большую активность. Например, в Старо-Ладожском музее-заповеднике в феврале 2000 года провели семинар, на который пригласили петербургские турфирмы. После чего музей стал вести статистику: начиная с марта прирост туристов составил 20% ежемесячно.<br>Добились староладожцы и решения проблемы с расселением туристов: этим летом из одного подъезда жилого дома сделали гостиницу квартирного типа. В ней можно разместить туристов из 50-местного автобуса. Это результат сотрудничества руководства Музея-заповедника "Старая Ладога" и ОАО "Волховский алюминий".<br>Новая маркетинговая политика позволила Музею антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамере) привлечь в город "собственных" туристов: "У нас много случаев, когда гость из Москвы едет специально к нам: две ночи проводит в поезде, а день - в наших залах", - говорит ученый секретарь музея Елена Соболева.<br>Чтобы обеспечить возросшие потребности, музей организовал подготовку новых специалистов: на бесплатные курсы экскурсоводов набрали 50 желающих из числа студентов старших курсов профильных вузов.<br>Не все инициативы музеев пока востребованы. Так, во многих турфирмах говорят, что в белые ночи туристу, кроме разведенных мостов, показать нечего. Хотя Государственный музей политической истории России с этим не согласен и предлагает ночные экскурсии. "Ночь в музее" - с 9 часов вечера до 5 часов утра - уже проводили в залах музея выпускники школ. "Но мы предлагаем такие экскурсии всем желающим. На различные темы и в любое время года, - говорит заведующая отделом музейного маркетинга Татьяна Манжурина. - А после экскурсии мы можем пригласить на концерт и фуршет".<br><br>Клиент требует страуса!<br><br>Турист нынче пошел взыскательный. Если лет 10 назад он получал путевку от предприятия по случаю, то теперь платит собственные деньги и требует большего.<br>Бывают неординарные просьбы. Например, один отдыхающий - предприниматель из Сибири - попросил помочь ему найти фермерское хозяйство, где разводят павлинов и страусов. Любопытно, что просьбу в турфирме не только выполнили, но и предложили ознакомиться еще и с перепелиным хозяйством. Клиент остался доволен.<br>Молодой супруг, отправивший свою ненаглядную на экзаменационную сессию в Петербург, попросил в день ее рождения вручить огромный букет. Конечно, это скорее исключения, чем правило. Но в турфирмах, особенно маленьких, стараются идти навстречу клиентам. Для них это своего рода реклама: "Клиент вернется домой и будет рассказывать о своих впечатлениях друзьям и знакомым".