Передвижение на автомобиле грозит потерей головы

Самая большая вероятность нападения на охраняемое лицо возникает при его передвижении на автомобиле. При этом сопровождение на джипах, бронирование машины не всегда спасают от нападения.

<BR><BR>Самая большая вероятность нападения на охраняемое лицо возникает при его передвижении на автомобиле. При этом сопровождение на джипах, бронирование машины не всегда спасают от нападения. <br>Подавляющее число покушений на петербургских предпринимателей или видных государственных деятелей в последние годы совершено именно во время их передвижения на автотранспорте. К наиболее громким и профессиональным преступлениям относят убийство председателя совета директоров ЗАО «Балтийская финансово–промышленная группа» Павла Капыша. В июле 1999 года его бронированный джип расстреляли из гранатомета и автоматов на Университетской набережной. Профессионализм киллеров поразил даже специалистов МВД. Экспертиза установила, что первым выстрелом из гранатомета наемник пробил отверстие в самой уязвимой части джипа — стойке между передней и задней дверцей машины. Второй киллер всадил гранату точно в это же отверстие. Наряду с бронированием автомобиля и наличием охраны специалисты по безопасности рекомендуют постоянно менять маршруты следования, как минимум иметь в наличии три разных пути следования до места работы и проживания. <br>Целесообразной признана система случайного выбора маршрута из заранее скомплектованного набора, который не смогут идентифицировать преступники. Покушение на убийство или похищение всегда сопровождается предварительной слежкой за интересующим преступников человеком. <BR><B><br>Переключаем светофоры</B><br>Массовые перекрытия дорог, вереницы джипов и мотоциклистов длительное время считались залогом безопасности первых лиц российского государства. Чиновников эпохи Бориса Ельцина не смущали неудобства, которые они причиняли обычным московским автомобилистам. Активность нынешнего Президента РФ вынуждает федеральную службу безопасности перекрывать дороги уже в десятках городов страны. <br>Интересен опыт ветеранов бывшего 9–го управления КГБ, которые обеспечивали безопасность первых лиц СССР. С приходом к власти Михаила Горбачева, с наступлением эпохи гласности и демократизации общества перед охраной поставили задачу отказаться от силовых методов при обеспечении безопасности главы государства. В Москве провели исследования (конец 1980–х), согласно которым при перекрытии трассы на 5–7 мин. в пробках скапливалось до 1,5 тыс. машин. По воспоминаниям бывшего начальника штаба 9–го Управления КГБ СССР Валерия Величко, исследования показали, что если не перекрывать трассы, то вероятность покушения или ДТП возрастает весьма незначительно. Также признали неэффективным и даже опасным скорость президентского кортежа — 120–140 км/час. <br>В результате специалисты «девятки» разработали схему проезда, согласно которой оставляли для проезда встречную полосу движения, а трасса, по которой следовал президентский кортеж, не перекрывалась полностью. Движение закрывали поэтапно на небольших отрезках. Эксперты посчитали, что, даже если с встречной полосы на президентский кортеж вылетит автомобиль, лимузин первого лица всегда прикроет автомашина сопровождения. Такой случай произошел намного позже. В 2000 году при проезде по Москве автомобиль Владимира Путина пытался протаранить «ВАЗ–21099». На скорости 140 км/час в «гонщика» врезался джип сопровождения Mercedes Gelaendewagen. В результате столкновения обе машины перевернулись, о последствиях инцидента подробно не сообщалось. <br>Но главным ноу–хау «девятки» стала возможность управления светофорами на пути следования кортежа, с тем чтобы перераспределить транспортные потоки. На охраняемые машины планировалось установить специальные радиодатчики, которые заранее передавали сигнал на светофоры. Для реализации этого проекта разработали специальную компьютерную программу, которую специалисты «девятки» собирались внедрить в 1992 году. Однако, когда к власти пришел Борис Ельцин, от интеллектуальных способов организации безопасности передвижения главы государства решили отказаться. Охрана первого Президента РФ предпочитала простые силовые методы. Депутаты Госдумы летом 2001 года предложили отказаться вообще от практики перекрытия дорог, мотивируя это тем, что подобные меры не предусмотрены правилами дорожного движения. <BR><B><br>Меньше охраны </B><br>Многие специалисты считают, что обеспечение безопасности малыми силами более предпочтительно. Преступники всегда могут противопоставить службе безопасности предпринимателя более оснащенную и многочисленную вооруженную группировку. Значительно эффективнее использовать тактические приемы обороны. Не следует избирать наиболее прямой маршрут. Более предпочтительны трассы с непрерывным транспортным потоком. В местах вынужденных остановок (светофор, пробка и т.п.) охраннику рекомендуют выходить из автомобиля. В этом отношении удобны авто с внешними подножками, на которые могут выходить телохранители в момент замедления движения машины. Риск нападения значительно снижается, если предпринимателя сопровождает еще один лимузин такой же марки. <BR><B><br>Проверки на дорогах</B><br>Преступники могут использовать для покушения инсценировку ремонта дорог, несчастных случаев, проверок ГИБДД и т.п. Если у предпринимателя действительно есть повод опасаться покушения, специалисты рекомендуют не останавливаться на дороге, а проехать к ближайшему посту милиции и сообщить о случившемся.<BR><B><br>Жертвы «автопокушений»</B><br>- 29 октября 1999 года на перекрестке Московского проспекта и улицы Фрунзе в автомобиле взорван депутат ЗС Петербурга Виктор Новоселов. Преступник установил взрывное устройство на крышу автомобиля, когда он двигался с маленькой скоростью. <br><br>- В начале апреля 2000 года на перекрестке проспекта Стачек и улицы Трефолева в своем автомобиле убит генеральный директор и один из крупных акционеров ОАО «Концерн «Квартон» Геннадий Иванов. <br><br>- В марте 2000 года во время выхода из автомобиля Jaguar выстрелом в голову убит генеральный директор концерна «Орими» Дмитрий Варварин.<br><br>- 24 марта 2000 года у Можайского железнодорожного переезда в своем автомобиле расстрелян из автомата генеральный директор компании «ОРСТГ» Сергей Крижан. Преступники догнали джип Сергея Крижана на «Жигулях». <br><br>- 25 июня 2001 года при выезде из ворот своего дома на автомобиле убит генеральный директор ЗАО «Северо–Западный таможенный терминал» Витольд Кайданович. Неизвестный сделал три выстрела в боковое стекло из пистолета ТТ. <br> <br>