Проект федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы"

Повышение качества российского образования на основе использования новых информационных технологий и предоставление условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней - основные задачи целево

<BR><BR>Повышение качества российского образования на основе использования новых информационных технологий и предоставление условий для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней - основные задачи целевой программы. <BR>Для создания и эффективного использования единой образовательной информационной среды необходимо комплексное решение следующих наиболее значимых задач:<BR>1. Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, разработка средств поддержки и сопровождения; обеспечение качества, стандартизация и сертификация средств информационных технологий учебного назначения.<BR>2. Подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.<BR>3. Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, современными электронными учебными материалами, а также средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.<BR>4. Создание и развитие нормативной базы единой образовательной информационной среды.<BR><BR><B>Общеобразовательная школа</B><BR>Учебный комплекс должен включать электронный учебник, школьную мультимедийную электронную энциклопедию, электронный лабораторный практикум, тренажерный комплекс для самостоятельной работы, контрольно-тестирующий комплекс, а также методические материалы для учителей.<BR><BR><B>Среднее и высшее профессиональное образование </B><BR>Перечни электронных учебных материалов и программно-методических комплексов по дисциплинам специальностей среднего профессионального образования формируются на основе:<BR>- приоритетного обеспечения инвариантных дисциплин перечня образовательных программ; <BR>- анализа особенностей назначения, формирования содержания и специфики практических навыков по дисциплинам;<BR>- востребованности специалистов среднего звена по различным направлениям подготовки.<BR>С учетом специфики отдельных вузов и большого числа специальностей значительное количество учебных электронных материалов для студентов должны готовиться силами самих высших учебных заведений.<BR><BR>Предметом поставки в образовательные учреждения являются:<BR>- компьютерные классы (в т.ч. рабочие места преподавателя и ученика);<BR>- учебная техника в номенклатуре в соответствии с утвержденными перечнями минимально необходимого учебного оборудования (принтер, сканер, цифровая камера, проектор), расширяющего спектр и эффективность применения компьютерной техники;<BR>- программно-методические комплексы (компьютерные обучающие программы) по каждой учебной дисциплине;<BR>- модем, программное обеспечение для установки электронной почты;<BR>- специализированная мебель для учебных кабинетов и сетевых компьютерных классов.<BR>В 2001 году в рамках Федеральной программы развития образования осуществляется инициирующая поставка компьютерного оборудования в сельские школы на сумму 1,6 млрд руб.<BR><BR><B>Минимум </B><BR>Компьютерный класс предназначается для проведения занятий по информатике, а также для проведения отдельных занятий как по общеобразовательным, так и по специальным дисциплинам. Этот же компьютерный класс при соответствующей конфигурации поставки программных средств также может играть роль лингафонного кабинета при изучении иностранных и национальных языков.<BR>Минимально необходимый уровень оснащения учреждений среднего профессионального образования всех типов, включая суворовские, нахимовские училища и кадетские корпуса, а также оснащение лабораторий и кабинетов специальных (профилирующих) дисциплин, может быть аналогичен уровню оснащения учреждений начального профессионального образования.<BR>В настоящее время большинство вузов России уже имеет значительное количество компьютерных классов, доступ в национальные компьютерные сети, поэтому основной задачей, которую необходимо решать в этом направлении, является модернизация, автоматизация и развитие существующего учебного оборудования. <BR>Важнейшей задачей здесь является сопряжение компьютерных и образовательных технологий путем обновления и автоматизации имеющегося лабораторного практикума, использования при обучении новых компьютерных образовательных продуктов на современных носителях, а также модернизация и компьютеризация инфраструктуры поточных лекционных аудиторий.<BR><BR><B>Ресурсное обеспечение программы</B><BR>Реализация программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств.<BR>Для обеспечения образовательных учреждений средствами вычислительной техники и средствами доступа к глобальным информационным ресурсам на уровне, минимально соответствующем современным требованиям, необходимо более 99 млрд руб. (в ценах января 2001 года).<BR>Часть недостающих средств может быть выделена за счет текущего финансирования Министерства образования.<BR><BR><B>Предполагаемый эффект </B><BR>В результате выполнения программы будет создана, апробирована и введена в эксплуатацию единая образовательная информационная среда, которая позволит:<BR>- довести число компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения: один компьютер - на 80 учащихся;<BR>- создать условия для обеспечения равных возможностей всем гражданам России на получение образования всех уровней и ступеней; <BR>- обеспечить доступ учащихся и преподавателей 50% общеобразовательных учреждений и 70% профессиональных учебных заведений России к сетевым информационным ресурсам;<BR>- обеспечить высокоскоростное соединение вузов с пропускной способностью не менее 256 Кб/с;<BR>- повысить качество обучения в сельской местности путем организации доступа отдаленных школ к образовательным ресурсам;<BR>- создать индустрию производства электронных учебных материалов и программно-методического обеспечения;<BR>- создать систему методической поддержки преподавателей учебных учреждений всех уровней, провести подготовку и переподготовку 80% преподавателей общеобразовательных учреждений в области новых информационных технологий;<BR>- создать условия для получения российского образования на русском языке зарубежным соотечественникам;<BR>- создать программное обеспечение сетевого тестирования, создать банки данных с тестовыми заданиями;<BR>- создать систему центров информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса, а также осуществляющих обслуживание программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды.<BR>Реализация программы окажет комплексное воздействие на все сферы экономики и общественной жизни, послужит импульсом к развитию отечественных высокотехнологичных производств.<BR>Повышение качества образования на основе информационных технологий, создающее условия для ускорения процессов внедрения современных информационных технологий во все сферы общественной жизни, не имеет альтернатив, поскольку только опережающие темпы в этой области позволят России сократить отставание от развитых стран мира.<BR><BR><BR><B>По материалам Правительства Российской Федерации </B>