Вагоностроителям светит $300 млн

Железнодорожные компании-операторы, объединившиеся в ассоциацию, намерены в течение 5 лет инвестировать $300 млн в расширение вагонного парка. Лидерами среди операторов являются петербургские компании.

<BR><BR>Железнодорожные компании-операторы, объединившиеся в ассоциацию, намерены в течение 5 лет инвестировать $300 млн в расширение вагонного парка. Лидерами среди операторов являются петербургские компании.<BR>Свои инвестиционные планы компании предпочитают не разглашать. <BR>Оператор обязан закупать свой подвижной состав. Компании составляют бизнес-план, где заявляют свои планы по инвестициям в подвижной состав и утверждают этот документ в МПС. Пополнение парка - самая сложная задача для оператора. Новые вагоны долго окупаются, предпочтение отдается приобретению подержанных вагонов (в среднем новый вагон стоит $20-30 тыс.). <BR>Операторы конкурируют с МПС за счет более низких тарифов, однако, так как и цены на перевозки согласуются в МПС, разница в тарифах не превышает 5%. Это усложняет и окупаемость инвестиций в подвижной состав.<BR><BR><B>Недавняя история</B><BR>Статус "оператор" появился в апреле 2001 года. Это стало одним из первых этапов программы реструктуризации МПС. На сегодня зарегистрировано 27 операторов, из низ 14 вошли в ассоциацию.<BR>Это ОАО "Магистральнефтеоргсинтез", ЗАО "Красопергруз", ООО "БалтТрансСервис", ЗАО "Северстальтранс", ООО "Дальлестранс", ООО "Дальнефтетранс", ООО "Фирма Трансгарант", ООО "ТК Новотранс", ООО "Линк-Ойл СПб", ЗАО "Компания "Русский мир", ООО "Межтранс-1" , ООО "ММК-Транс", ООО "МТК "Юнитранс", ООО "Запсибтранссервис". <BR>Ранее компании-экспедиторы занимались лишь посредничеством между грузоотправителями и Министерством путей сообщения, обеспечивая железной дороге приток заказов. Отличие оператора от экспедитора в том, что он должен, в идеале, сам выполнять все функции по перевозке грузов. Диспетчерская, вагоны, обслуживающий персонал - принадлежность такой компании. Единственная связь с МПС - рельсы, шпалы и локомотивы. Покупка последних частными организациями пока не регламентирована законом, и слишком высока цена - локомотив стоит $3-4 млн.<BR>"В ближайшие годы вопрос о покупке операторами локомотивов не встанет", - утверждает Алла Федотова, заместитель генерального директора петербургского оператора ООО "БалтТрансСервис". Поэтому пока локомотивы берутся у МПС в аренду. <BR>Гайрат Власов, исполнительный директор Ассоциации компаний - операторов перевозки грузов, заявляет, что создание ассоциации - первый шаг к началу конкуренции на железнодорожном транспорте. МПС всегда являлось монополистом в этой области. Но сейчас ситуация меняется. По оценке Гайрата Власова, уже около половины грузового подвижного состава принадлежит частным компаниям. Если считать и пассажирские вагоны, то МПС контролирует 80% вагонов. (Д.Б.)