00:0018 апреля 200100:00
22просмотров
00:0018 апреля 2001
Развитие морского туризма в Выборге поставлено под угрозу.
<BR><BR>Развитие морского туризма в Выборге поставлено под угрозу. <BR>Премьер-министр России Михаил Касьянов подписал проект протокола о внесении изменений в договор о пассажирском движении по Сайменскому каналу. Согласно этому документу, прекращает действовать правило, позволяющее иностранным участникам круизов на судах по Сайменскому каналу посещать российскую территорию без визы.<BR><BR><B>Правило</B><BR>Безвизовый въезд пассажиров туристических теплоходов регламентировался пунктом 3 Соглашения между правительствами СССР и Финляндии "О пассажирском движении по Сайменскому каналу, арендуемой Финляндией у СССР территории до Выборга или транзитом в открытое море" от 15 октября 1990 г. Поскольку кратковременные высадки на берег считались не загранпоездкой, а элементом круиза Сайма - Выборг - Сайма, финнам разрешалось посещать Выборг, имея на руках любое удостоверение личности. Граждане других стран, путешествующие на финских судах, должны были иметь при себе национальные заграничные паспорта, но также могли обходиться без российской визы.<BR><BR><B>"Моряки" на суше</B><BR>"Третий пункт" разрешал "кратковременные остановки у причалов шлюза "Цветочное", сход на берег для просмотра шлюза и посещение интерклуба, а также выход на берег в городе Выборге". Абсолютное большинство туристов интересовали не красоты "Цветочного" и не интерклуб (к тому же закрытый несколько лет назад), а дешевые товары на выборгском рынке и в винно-водочных магазинах. Для удобства туристов выборгские принимающие фирмы организовывали спецрейсы автобусов от морского порта до центра города - так финны успевали максимально эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении 3-4 часа. <BR>Стремление к желанной цели иногда приводило к забавным прецедентам в области международного права. Так, пару лет назад пьяный финн свалился с трапа теплохода и был доставлен на "скорой" в больницу. Фактически получилось несанкционированное пересечение границы, которое пришлось улаживать задним числом.<BR>С развитием водного туризма (а количество туристов постоянно увеличивалось: в прошлом году морским путем в Выборг прибыли 80 тысяч человек - число, сопоставимое с населением города!) появились новые формы организации круизов. Иностранцы прибывали в Выборг на теплоходе, а уезжали на автобусах, реже - на поезде. Это позволяло им избежать утомительного обратного путешествия.<BR><BR><B>Успокоили </B><BR>В преддверии нынешнего сезона в Выборге строились большие планы относительно водного туризма. Муниципальная администрация вместе с местным филиалом Петербургского государственного инженерно-экономического университета и несколькими частными фирмами разрабатывала программы по улучшению условий для его развития. "Наши программы ориентированы в основном на российских туристов, так что отмена безвизового посещения на их реализации не скажется", - считает начальник отдела инвестиций администрации м.о. "Выборгский район Ленобласти" Ольга Карева.<BR><BR>Последний осколок "свободной зоны"<BR><BR><BR>Полной информацией о том, что дает Выборгу водный туризм, город не располагает. <BR>Есть только приблизительные подсчеты.<BR>Вроде бы каждый турист оставляет в местной торговой сети от FIM300 до FIM800 за визит. Кроме того, с каждого судна взимаются канальный и лоцманский сборы в федеральный бюджет и плата за агентирование. <BR>По сути дела, "морской" безвизовый въезд являлся последним отголоском идеи "свободной экономической зоны Выборг", рожденной и похороненной в 90-е годы. В прошлом году точно так же была отменена "Виипурин кортти" - "карточка Выборга", дававшая финнам право кратковременного безвизового въезда через сухопутные пункты пропуска (см. "ДП" №30/2000). Система безвизового посещения изначально задумывалась как обоюдная для жителей приграничных районов обеих стран. Однако пускать россиян к себе финны так и не рискнули. О том, что однобокую ситуацию будут исправлять федеральные власти, говорили давно.<BR>Никаких комментариев об отмене "третьего пункта" ни от пограничников, ни в аппарате уполномоченного по Сайменскому каналу не дают - здесь не получали должностных инструкций. Возможно, нынешний сезон еще пройдет по старым правилам - изменения в соглашении должны обсуждаться российским и финляндским МИДами и уполномоченными по Сайменскому каналу. Тем более что финские туроператоры обычно заключают контракты с владельцами круизных судов осенью - на будущий сезон.<BR>Возможно, первым следствием просочившейся информации об отмене "третьего пункта" является отмена рейсов теплохода Kristina regina - крупнейшего из финских круизных судов, посещавших Выборг. Оно должно было выйти на линию 28 апреля. Однако фирма-судовладелец Kristina cruises предпочла использовать судно на маршрутах в Средиземном и Северном морях. (К.Ш.)<BR>